Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
Результаты исследования При социологическом рассмотрении социальных взаимодействий в контексте толерантности важно ответить на следующие вопросы: • кто является субъектом социального действия (в качестве которого могут выступать как отдельный индивид, так и их группа); • кто является объектом социального действия (это индивиды, их объединения, но, что важно, дифференцированные по категориям «другой», «чужой» субъектом социального действия) [Вицентий, 2015: 138]. Описывая механизмы интолерантности, следует отметить ее важный фактор, когда в основе явления толерантности или интолерантности личности лежат процессы социальной идентификации и социальной категоризации. Толерантность всегда имеет смысл только применительно к группам «других», «иных», «инаковых», только по отношению к тем лицам, с групповой принадлежностью которых индивид себя не идентифицирует. Если в процессе социальной идентификации не актуализируется значимый «другой», в этом случае о толерантности или интолерантности говорить некорректно. В соответствии с этим положением одна из задач исследования состояла в том, чтобы изучить религиозную идентичность апатитчан. Институт религии, участвуя в процессе формирования личности, транслирует священные ценности и нормы, определяет границы должного и запрещенного (то есть греховного) в поведении верующего. В этом проявляется его социализирующая функция. Однако институт религии в качестве агента социализации имеет значение только для тех, кто включен в религиозные практики и, так или иначе, имеет религиозную идентичность. Значение института религии состоит в том, что она в значительной мере может определять ценностные ориентации и мировоззрение личности, а также модели поведения. Как показывают исследования на общероссийских выборках, христианство в его православном течении является наиболее сильной религией в условиях российских реалий. Исследование религиозной идентичности апатитчан в нашем исследовании показало, что большинство из них идентифицируют себя как христиан и исповедуют преимущественно его православное течение (более 80 % от числа участвующих в опросе). Религиозная идентичность проверялась вопросом о том, верующим или неверующим считает себя респондент, и дополнялась вопросами о том, посещает ли он церковь и соблюдает ли обряды, которые предписывает его религия. Последние уточнения особенно важны, так как современные социологические исследования показывают, что количество тех, кто посещает церковь и соблюдает обряды, значительно сокращается в сравнении с тем количеством, кто считает себя верующим, но не соблюдает соответствующие религиозному канону предписания. Это, собственно, вопрос о степени интегрированности в систему религиозных отношений. Исследование показало, что среди верующих апатитчан процент тех, кто реализует практики, связанные с религиозными отправлениями, очень мал. Большинство опрошенных не соблюдает обряды и не посещает церковь (таб. 1-3). Вопрос о религиозной идентичности респондентов дополнялся изучением роли религии в их жизни. Были исследованы экзистенциальные ценности апатитчан. Среди всех сфер жизнедеятельности индивидов религия оказалось на периферии в рейтинге ценностей (таб. 4 и рис. 2). 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz