Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики (символики) либо атрибутики (символики), сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения; 3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; 4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств [Паспорт показателя «Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности», ЭР]. В контексте статистики экстремизма значение приобретают методы профилактики интолерантности во всех ее видах, в том числе профилактика религиозной нетерпимости. Научную основу профилактических мероприятий составляет их социологическое сопровождение по выявлению в обществе очагов нетерпимости - так называемых групп рисков интолерантности, которые являются, в свою очередь, целевыми группами для специалистов разного профиля: психологов, социальных педагогов, представителей правоохранительных органов и других. Религиозная толерантность в этом контексте рассматривается как средство бесконфликтного сосуществования представителей разнообразных религиозных групп. По аналогии с классическим определением толерантности Николсона [Николсон, 2001: 134] религиозную толерантность можно интерпретировать как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, принадлежащего к иной религиозной культуре, хотя бы они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и последний морально не был бы согласен с ними. Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования Проблема религиозной толерантности на сегодняшний день является одной из самых разработанных, в сравнении с остальными видами толерантности, как в теоретико-методологическом, так и в методическом и эмпирическом отношении. Как отмечают исследователи возникновения идеи толерантности и терпимости, это связано с тем, что изначально проблема толерантности была поставлена в рамках либеральной парадигмы как проблема веротерпимости. Начало дискуссии положил Дж. Локк в своем трактате «Послание о веротерпимости». Также среди первых, кто начал заниматься осмыслением вопросов толерантности, были такие представители либерального направления социально-философской мысли в рамках концепции веротерпимости, как И. Кант и Дж. Ст. Милль. Среди современных авторов весомый вклад в развитие теории толерантности внесли Г. Маркузе, М. Хомяков, М. Уолцер, К. Лорсен, К. Нидерман, П. Николсон, М. Мацковский, А.Зик, Б. Куппа, А. Хюформан, И. Бочарникова и А. Волкова и другие. Большое значение для социологического осмысления функционирования института религии имели концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера. В контексте исследования толерантности также имеют значение социологические работы, посвященные изучению социальной идентичности. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz