Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

Сейчас обсуждаются возможные варианты создания реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающих в местах традиционного проживания и ведущих традиционный образ жизни [Якель, ЭР]. Считается, что факт включения в данный Реестр будет являться основанием для обращения за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством. Так, Г. Ледков предлагает регламентировать данную деятельность и наделить органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, что требует внесения изменений в Федеральный закон от 6.10.2003 г. № ІЗІ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с тем, чтобы это было не просто правом, а обязанностью местных органов [Ледков, ЭР]. Проект создания реестра коренных малочисленных народов Севера потребует внесения соответствующих изменений в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов России», поскольку он определяет общую российскую политику касательно коренных малочисленных народов и является базой федерального и регионального законодательства в этих вопросах. Однако следует отметить определенные внутренние противоречия, присущие данному закону, связанные с осуществляемой политикой в отношении малых народов. Прежде всего, обращает внимание то, что в статьях закона подчеркивается, что он призван сохранить исконную среду обитания, традиционный образ жизни, хозяйственной деятельности и промыслов в том числе и тех, кто проживает в определенных районах и ведет специфический образ жизни. Но при этом субъектом права предстает не группа лиц, проживающая в этих районах и ведущая традиционный образ жизни, а народ в целом. Народы России и другие аналогичные общности по этническому признаку, как уже было указано выше, не являются субъектами права. В законодательстве России субъектами права выступают физические или юридические лица. И хотя статья 69 Конституции РФ говорит о том, что государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с международными договорами, однако, международных договоров, ратифицированных Россией, в которых народы выступали бы субъектами, не имеется. Далее, в законе говорится, что народы имеют некие права (статья 8 «Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов»), но правами могут обладать именно субъекты права, круг которых зависит от регулируемого правоотношения. Статья 14 «Судебная защита прав малочисленных народов» предполагает, что право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов осуществляют лица, относящиеся к малочисленным народам, а также объединения малочисленных народов и их представители. То есть в названиях статей и их текстах смешаны права народов и лиц, относящихся к этим народам. Еще одно противоречие содержится в категориях лиц, на которых распространяется его действие: быть из числа коренных малочисленных народов, постоянно проживать в районах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, вести традиционный образ жизни и заниматься традиционным хозяйствованием (статья 3). Для реализации данных условий эти 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz