Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

от 10.06.2000 г. № 319 «Об утверждении Положения о вкладыше к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности» (документ утратил силу - постановление Правительства РС(Я) от 19.04.2016 г. № 116). Очевидно, что для получения льгот нужен основной документ, подтверждающий статус лица, претендующего на льготу. Организации, предоставляющие льготы, также заинтересованы в учете количества льготников, для чего создаются базы данных или реестры. Так, в регионах существуют реестры инвалидов, малоимущих, многодетных семей. Однако нет общего списка представителей коренных малочисленных народов Севера, и любое лицо потенциально может заявить о том, что относится к данной группе. Иногда граждане вынуждены обращаться в суд за установлением своей принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, но данную процедуру нельзя признать подходящей для нуждающихся в особой защите граждан в силу ее недоступности для удаленно проживающих и относительной затратности в финансовом и временном плане. Кроме того, требуется знание юридических аспектов прохождения судебных инстанций и правил собирания доказательств. Статус коренных малочисленных народов даже с учетом регистрации по месту жительства фактически является федеральным. То есть статус должен предоставляться региональными отделениями федерального ведомства. Среди льгот, которые получают северяне, есть такие, которые не зависят от места их проживания (например, квоты для представителей коренных малочисленных народов в ряде вузов осуществляются независимо от места проживания абитуриента, относящегося к малочисленному этносу). Но проблема еще и в том, что этническая идентичность не обязательно имеет строгое определение. Очевидно, что люди могут в течение жизни по разным обстоятельствам менять несколько раз свою идентичность. Особенно это характерно для детей, родившихся в смешанных браках. В выборе идентичности работают разные факторы: и престижность, и государственные льготы, и карьерные перспективы и так далее. Исследователями зафиксированы случаи, когда в течение десятилетия население таежных поселков сменяло принадлежность к одному коренному малочисленному народу на другую. Подобный выбор мог быть сделан под влиянием более популярного лидера [Кучинский, ЭР]. Есть и весьма интересные прецеденты. Так, например, в Мурманской области гражданин, родившийся в г. Кировске, но проживавший в Терском районе, а затем переехавший в г. Апатиты, в суде отстаивал свое право причислять себя к коренным малочисленным народам Севера в силу фактического проживания в местах традиционного расселения саамов и ведения такого же образа жизни. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 27 «лицо <...> вправе самостоятельно определить свою национальную принадлежность к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако заявление указанным лицом о своей принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ само по себе не может повлечь предоставление ему прав на осуществление традиционного рыболовства, если будет установлено, что это лицо не восприняло язык, национальную культуру, традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность данной этнической общности. Не вполне ясным становится способ и степень такого восприятия (как можно проверить знание языка, культуры). 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz