Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

В Российской Федерации это конституционная категория - «многонациональный народ России», который в соответствии с Основным законом является источником власти. Во-вторых, народ как совокупность людей, объединенных какими-либо кроме этнических и близких к ним характеристиками (население определенной территории, группа лиц, социальная страта, класс и т.п.). И, в-третьих, народ как этническая группа (нация), провозглашаемый некоторыми учеными и политиками как субъект права на самоопределение (суверенитет) [Тиунчик, 2012: 216]. По мнению Н. А. Силантьевой и А. П. Сунцова, сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «коренной народ», позволяют сформулировать следующее определение: «коренной народ» - это совокупность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, исторически проживающих на территориях расселения своих предков, сохранившие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, а также обладающие политическими правами и внесшие свои вклад в становление российской государственности [Силантьева, Сунцов, 2016]. Но вот статья 69 Конституции Российской Федерации направляет нас к коренным малочисленным народам как субъектам права, а пункт «м» статьи 72 уже указывает на малочисленные этнические общности. В данной ситуации С. О. Иванов считает, что фактически ни один федеральный нормативный акт не дает четкого толкования этих терминов, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации именно последняя должна регулировать и защищать права этнических коллективов [Иванов, 2004: 88]. С правовой точки зрения группа населения, получающая определенный статус в силу своего рождения, становится сословием. Районы Крайнего Севера весьма не простое место для проживания, и в сельском хозяйстве работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами, что и коренное население. Но получается, что Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы, так как рассматривает народ как субъект права и допускает тем самым дискриминацию по этническому признаку. А как же Конституция, которая гласит, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, происхождения, места жительства и т.д. (ч. 2 статьи 19)? Этносом в современном понимании является устойчивая исторически сложившаяся группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием. Само слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ». С. М. Широкогоров еще в 20-е годы прошлого века предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ей от таковых и других» [Широкогоров, 1923: 13]. Теория этноса отражена в трудах Ю. В. Бромлея и Л. Н. Гумилева 1960-1980-х годов в ответ на развитие теории нации в Европе в конце XVIII - начале XIX веков, где «нация» стала конструироваться как этническая общность 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz