Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
права и международными договорами РФ. В Конституции употребляется также понятие «малочисленные этнические общности» (п. «м» статьи 72). Согласно статье 1 ФЗ от 30.04.1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы РФ - это «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». В подзаконных актах также встречается данное понятие, например: «коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности» (Приказ Минрегиона России от 14.10.2013 г. № 444 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждениях и действиях, направленных на ликвидацию их последствий»). Получается, что согласно российскому праву в основе этого термина лежит признак проживания на местах традиционного обитания своих предков; но значит ли это, что народы изначально занимали данную территорию и не имели другой этнической родины? Тогда из понятия коренные народы исключается большое количество народов, мигрировавших в поисках ресурсов, уходящих от военных конфликтов и пр., но ведущих традиционный образ жизни наравне с «местными» коренными народами (например, коми-ижемцы мигрировали в 1883 году на Колькой полуостров и были приняты в 1897 году официально в местное общество Ловозерского погоста). Зная историю России, можно четко отметить, что северные (и не только) территории были местом постоянных переселений. И может возникнуть коллизия при установлении адресата, целевой группы законодателя: либо это местное этническое население с собственной идентичностью, уникальностью социального и культурного облика, либо исконная привязанность населения к какой-либо территории. С определением «коренной» в русском языке возникают и смысловые коллизии. К слову, в международных документах на английском языке используется понятие «indigenous people» (местный, аборигенный). Однако, например, в русском языке согласно словарю В. И. Даля «коренной житель» означает «исконный, не переселенец» [Даль, 1904]. В толковом словаре Д. Н. Ушакова это значит «исконный, основной, постоянный» [Ушаков, ЭР]. Очевидны расхождения языковых значений понятия, поскольку следует отметить, что в международном праве коренной народ противопоставляется тому народу, который исторически осуществил по отношению к этому «коренному народу» завоевание и колонизацию его территории. То есть на одной и той же территории одни народы могут иметь статус коренных, а для остальных (не коренных) народов законодатель не предусматривает иной правовой категории с собственным статусом. Например, Конституция Якутии отражает, что «Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение», и положение, что ее титульный народ обладает собственной государственностью и одновременно является «коренным», невозможно. Следовательно, если якутский этнос провозглашается в Якутии коренным, то в понимании международного 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz