Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
С началом активной колонизации края в начале XX века в этнографических текстах все чаще встречаются высказывания о необходимости просвещения коренного населения Кольского Севера. Несмотря на признание несправедливости колонизационного процесса по отношению к саамам, большинство авторов отмечает, что Российское государство приносит саамам перспективы для выживания и развития [Бодрова, 2014: 136]. Многие авторы видят в просвещении коренного населения необходимое условие для успешной колонизации края. «Несмотря на природные богатства, край этот остается далеко не использованным, население существует кое-как, остается на самом низком уровне культурного развития. Самая энергичная борьба с безграмотностью, рутиной, возможно большее насаждение школ, вот единственное, по моему убеждению, основанному на многолетнем наблюдении средство как к поднятию промысловой деятельности Мурмана, так и к привлечению сюда пригодных для дела переселенцев и объединению разобщенных национальностей», - пишет в своем сочинении А.А. Мухин [Мухин, 1910: 48]. Вот еще пример. Г.Ф. Гебель, рассматривая особенности колонизационного процесса, отмечал: «Далеко важнее вопрос о том, в состоянии ли лопарь воспринять культуру и сделаться оседлым, представляет ли он из себя годный материал для колонизации собственной страны. На этот вопрос кажется можно ответить утвердительно» [Гебель, 1909: 84]. Главным институтом, способным обрусить и ассимилировать лопарей и русских, по мнению автора, должны были стать русские школы. Таким образом, во всех рассмотренных этнографических сочинениях лейтмотивом является необходимость поднять «культурный уровень» коренного населения. Авторы пишут о стремлении саамов к грамотности, положительном опыте деятелей просвещения, отмечают объективные трудности в развитии саамских школ. Однако во всех проанализированных этнографических текстах школе отводиться особая роль в успехе колонизационного процесса на Кольском Севере. ЮКТ*МШКМГ4 квгсш лыки ш п п и я i m n •1ШГНМ. Н. К сзііинь . 1--------- - w , - - ПОШШАМЪ ЛАПЛАНДІИ. Г • 'і •[/•>..< ■.-і..-' А 3 Б У И А Р Ш І Е ЛОПАРИ — Д Л Я о (Днѳвннкъ наблюдателя); Л О П А Р Е Й . ж і т у п і и х і. т . К с > .іі> е ь с « > \ п » (О черки п рош лаго и с о в р е м е н н а я бы та - - V — ѵ Ф . з д 'Ъ А [ > х н і c j i I j O к о і і г у б е р м і и . - -в-- * К и ш м Ххгиііні, ІШ Д А Н ІК игліиимлюіілѵи зшсшийрокап * общества . С.-НЕТИРНУРГ1л 1ипо-і1иіогр»*ія р |1лвловА, 1814 . ■n II it l '. “ 7ГГ.Г .............- ' 1 Рис. 1. Н. Н. Харузин. Рис. 2. Н. Козмин. Рис. 3. Азбука для лопарей. Русские лопари. 1890 г. По школам 1895 г. Лапландии. 1912г. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz