Труды КНЦ вып.8 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2017(8))

Во многих работах обсуждается соотношение понятий «риск» и «неопределенность», причём разброс мнений очень широк [1, 2]. В настоящей статье мы придерживаемся принятого и апробированного ранее [3] определения риска как количественной меры опасности, а неопределённость трактуем как один из атрибутов (одну из составляющих) возможной опасности (риска). Перейдём к задачам управления региональной безопасностью и свойственных им видам неопределённости. 2. Основные виды неопределённостей при решении задач управления региональной безопасностью Типовая система управления региональной безопасностью, её функции и задачи описаны ранее в работах [4 - 8]. Каждой функции, задаче, этапу функционирования системы свойственны свои виды неопределённости. Задачи анализа промышленно-природного риска обычно [2] разделяют на две большие составляющие - анализ экологического риска (загрязнение окружающей среды в режиме штатной эксплуатации объектов техносферы) и анализ аварийного риска (воздействие поражающих факторов аварий и инцидентов). Настоящая работа в основном касается второй составляющей - управлению региональной безопасностью в чрезвычайных и кризисных ситуациях. По нашему мнению и мнению автора [9], одним из исходных (но зачастую неожиданных, забываемых и/или игнорируемых) источников (видов) неопределённости при решении фактически любой задачи управления региональной безопасностью является неопределённость терминологии, т.е. неоднозначная трактовка основных понятий (в т.ч. даже включая термины «безопасность» и «риск»). Поэтому «борьбу с неопределённостью» следует начинать именно с установления однозначно толкуемого всеми участниками (в рамках рассматриваемой системы или решаемой задачи) тезауруса. Желательно, чтобы основные определения были достаточно просты, конкретны и конструктивны. Опорная система понятий должна быть определена и принята заблаговременно. Понятийная основа предназначена для лиц, принимающих решения, а также для разработчиков программного обеспечения, т.е. она должна быть реализована («зашита») и в информационных технологиях управления. С этим видом неопределённости тесно связана и неопределённость нормативно­ правовой базы в сфере региональной безопасности. В частности, основные определения, приведённые в федеральных актах, не всегда удовлетворяют требованиям простоты и конструктивности [3]. Опорный (исходный) свод нормативно-методической документации также должен быть сформирован заблаговременно. Следующий вид - неопределённость целеполагания, в частности, многокритериальность задач управления региональной безопасностью. В качестве критериев могут фигурировать: время выполнения задачи, стоимость работ, уровень безопасности (риска), значение возможного ущерба. В области решения многокритериальных задач разработаны различные подходы и методы. Далее отметим такую важную и разнородную составляющую, как неопределённость информации о текущей обстановке. Для многих задач управления региональной безопасностью характерна неполнота и/или неточность знаний о текущей ситуации: информации об аварии или инциденте 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz