Труды КНЦ вып.8 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2017(8))

Для реализации были выбраны камеры MobiusCam, одноплатный компьютер Raspberry Pi 3, сервоприводы FeeTech FS90 и плата Arduino Uno R3. Особенности восприятия визуальной информации Существующие методы демонстрации стереоизображений, такие как анаглифный, поляризационный и затворный не допускают просмотр видеоряда в реальном времени с возможностью фокусировки на нескольких планах снимаемой сцены. В данном исследовании реализуется метод представления трехмерного изображения, при котором пользователю будет доступна возможность изменения объекта фокусировки (точки пересечения зрительных осей) путем автоматизированного изменения угла конвергенции. Результатом применения метода является представление трехмерного изображения с возможностью изменения объекта фокусировки. Существует два способа демонстрации трехмерных изображений. Первый из них заключается в программном смещении заранее снятых параллельно стереопар в транслирующем устройстве, например, в очках виртуальной реальности. Второй способ заключается в изменении угла конвергенции за счет изменения положения в пространстве снимающего устройства (сведение-разведение видеокамер, передающих видеоряд) в зависимости от расстояния до объекта фокусировки. Восприятие пространства является необходимой способностью человека. Без этой способности безопасное взаимодействие с окружающим миром станет затруднительным. Человек воспринимает величину и форму предметов, их объемность, глубину пространства. Оценка величины предмета напрямую зависит от расстояния до него [5]. Если это расстояние оценить трудно, то велика вероятность ошибки. Оценить расстояние до предмета и глубину пространства можно как с помощью монокулярного зрения (один глаз), так и с помощью бинокулярного (два глаза). Аккомодация хрусталика глаза играет большую роль при оценке с помощью монокулярного зрения. Согласно книге Д. Хьюбелла «Глаз, мозг, зрение» аккомодация - это сокращение цилиарной мышцы внутри глаза. Оно вызывает округление хрусталика при рассматривании близких предметов. За счет этого рассматриваемый предмет становится четче. Для того, чтобы воспринимать глубину пространства с помощью бинокулярного зрения, существует следующий механизм. Изображение рассматриваемого предмета с точки зрения каждого глаза попадает на сетчатку соответствующего глаза в так называемых корреспондирующих точках. Для того, чтобы изображения попали именно в эти точки, существует конвергенция и дивергенция. Конвергенция - это сведение зрительных осей, глазные яблоки поворачиваются навстречу друг другу (рис. 2). Дивергенция является обратным процессом, зрительные оси разводятся в стороны [1]. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz