Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 1/2017(8))

Мониторинг токов в рельсовой сети проводился синхронно двумя устройствами регистрации, расположенными на участке между станциями Хибины и Имандра (рис. 1). Для измерения тока использовались токовые клещи специальной конструкции типа АТК-2011, которые подключались к шине, соединяющей средние выводы дроссель-трансформаторов смежных рельсовых цепей (рис. 2) [3]. Сигнал с них по изолированному кабелю передавался на приемное устройство цифрового регистратора (ПК), установленного вблизи полотна на расстоянии 20 м, и производилась непрерывная цифровая запись тока в рельсе. Рис. 2. Схема установки устройства регистрации тока в рельсах За счёт того, что часть обратного тока стекает с рельсов и возвращается на тяговые подстанции через землю, регистрируемые величины тока значительно меньше, и только при непосредственном прохождении электроподвижного состава (ЭПС) над датчиком и вблизи него величина тока соответствует той, которая была бы при протекании всего обратного тока в рельсе [4]. В зависимости от направления движения ЭПС составляющие обратных тяговых токов определялись из полученных осциллограмм следующим образом: • «апатитский» ток / ап — ток, регистрируемый УР после прохождения датчика, если состав движется на север, или до прохождения датчика, если состав движется на юг; • «оленегорский» ток / ол — ток, регистрируемый УР до прохождения датчика, если состав движется на север, или после прохождения датчика, если поезд движется на юг. На рисунке 3 приведен пример, где четко обозначена граница раздела этих токов. Здесь представлен фрагмент осциллограммы, полученной в момент прохождения электровозом устройства регистрации № 2. Поскольку он находился ближе к ЭЧЭ-14, соответственно, большая часть тока (составляющая / ап) поступала к нему от этой подстанции. В исследовании проводилось сравнение составляющих полных токов, потребляемых ЭПС с каждой из питающих подстанций. Всего было получено двадцать экспериментов. Действующие значения сравниваемых токов определялись в диапазоне 40-75 А. Таким образом, для исследования были выявлены амплитудные спектры электровозов для двух случаев: когда на участке железной дороги проходил один и два ЭПС. Сравнение спектров тягового тока проводились по данным, полученным с устройства регистрации № 2. Ток второго электровоза на участке регистрировался устройством № 1, при этом во втором случае составы на участке одновременно проходили пункты измерения. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz