Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

УДК 726.54(470.21) А. С. Давыдова ЦЕРКВИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ Аннотация При привлечении широкого круга источников и литературы в статье описывается история появления отдельных церквей в Мурманской области в конце XX - начале XXI веков. Активное храмостроение в регионе началось после появления Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 году. Очевидный факт увеличения количества храмов не обязательно свидетельствует о росте религиозности населения. Социально-антропологические исследования помогают прояснить эту проблему, которая включает как понимание религиозности, так и вопрос о ее показателях. Ключевые слова: православие, храмостроение, Мурманская область. A. S. Davydova CHURCHES ON THE KOLA PENINSULA IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY Abstract On the basis many sources and literary publication the article is describing the history of a revival some churches during late XX - XXI centuries in Murmansk region. In the region the active building of churches had been begun after the appearance of Murmansk and Monchegorsk eparchy in 1995. The evident fact of increasing the number of temples is not necessarily proving the increase of a religiosity a population. Social-anthropological studies were helping to show up this problem, which includes both an understanding of a religiosity and the question of its markers. Key words: orthodoxy, church building, Murmansk Region. Минувший век стал непростым периодом для различных религиозных течений. Масштабная деятельность государства по устранению религиозных убеждений в значительной мере была направлена на Русскую православную церковь. В каждом регионе страны осуществление государственной политики в отношении религии имело свои особенности. Православная культура Кольского Севера всегда обладала закономерной исторической спецификой. Христианство утвердилось на Кольском Севере в XV веке, когда Терский берег был уже заселен русскими, и Москва осуществляла мероприятия, направленные на присоединение территории к русскому государству. Тогда же начался процесс храмостроения, стали появляться первые монастыри, приходы. До XV века саамы были единственным народом, постоянно проживавшем на Кольском Севере. В первой половине XVI века московские власти начинают курс на приобщение коренного населения к православной вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским государством [Федоров, 2009: 63]. В 1526 году Великий князь московский Василий III поручил Новгородскому архиепископу Макарию отправить на Крайний Север священнослужителей для совершения обряда православного крещения саамов. Процесс православной пропаганды начался 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz