Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

Так, при содействии местных органов власти, с персоналом в количестве двух человек (в лице И. Г. Эйхфельда и М. М. Хренниковой) при годовом бюджете в размере всего 300 руб., отпущенного Колонизационным отделом Мурманской железной дороги, были продолжены работы на опытном пункте, начатые здесь еще в 1921 г. Одновременно в Хибинах развернулись научные исследования по вопросу продвижения растениеводства в условиях Крайнего Севера за полярным кругом: был высеян большой набор селекционных семян, полученных в ВИРе (овощных, зерновых, кормовых культур и картофеля). Вся работа проводилась лично Эйхфельдом и Хренниковой при помощи только поденных рабочих и поддержке местного лесничества (лесничего Я. И. Ромина, одновременно окончившего с Эйхфельдом сельскохозяйственный институт) [ГОКУ ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-194. On. 1. Д. 35. Л. 41-42]. С проведением в жизнь (с 1 октября 1923 г.) постановления Совета Труда и Обороны (СТО) о колонизации Карело-Мурманского края опытные работы на Кольском полуострове перешли в ведение Колонизационного отдела Мурманской железной дороги. Согласно архивным данным 15 ноября того же года состоялось официальное открытие Хибинского сельскохозяйственного опытного пункта [ГОКУ ГАМО. Ф. П-112. On. 1. Д. 157. Л. 51]. Весной 1924 г. он становится действующим уже на постоянной основе. Это событие знаменовало собой начало новой страницы в истории Хибинского опытного поля. Итак, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Впервые комплексно-научное изучение растительности и почв Кольского полуострова было начато в 1920-1921 гг. путем организации благодаря экспедициям Академии наук и Северной научно-промысловой экспедиции Почвенно-ботанического отряда под общим руководством проф. Н. И. Прохорова. 2. Исследовательские работы в этом направлении изначально носили не только теоретический, но и научно-прикладной характер. Сотрудники Почвенно-ботанического отряда пристальное внимание уделяли руководству первыми опытами устройства огородов среди железнодорожных служащих Мурманской железной дороги, что и послужило предпосылкой перехода от экспедиционных изысканий к стационарным формам и методам работы по разрешению проблемы полярного земледелия. 3. Благодаря инициативе и организаторской деятельности проф. Н. И. Прохорова 10 октября 1921 г. около ст. Хибины Мурманской железной дороги, на берегу озера Имандры, было заложено первое на Кольском полуострове научно-показательное опытное поле. Его строительство и первые опытные работы в 1921-1923 годах осуществлялись в тесной связи с деятельностью ряда центральных научных учреждений (прежде всего, Севэкспедиции и Государственного института опытной агрономии), Мурманской железной дороги и местных органов власти при активном участии пионеров полярного земледелия - Г. М. Крепса, А. А. Гостева, И. Г. Эйхфельда и М. М. Хренниковой. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz