Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Биография как способ представления истории Неотъемлемой частью локальной истории является пантеон выдающихся личностей. Он создается профессионалами - историками, писателями, журналистами, которые опираются на фактологическую базу источников и на «живую память», если речь идет о «молодой» истории. История и социальная память, будучи инструментами политики, конструируются определенными социальными инстанциями, представителями которых выступают авторы. К настоящему времени международная историография проблем, связанных с конструированием истории и памяти различных сообществ в интересах политических институтов, чрезвычайно обширна, ограничимся ссылкой на один из информативных обзоров [Жуков, 2013]. Биографические повествования, которые по существу определяют состав действующих лиц истории, полноправно включаются в это поле «истории - памяти». Они выполняют социально-интегрирующую функцию, поэтому типы, способы построения, варианты жизненного пути умножаются по мере дифференциации общества [Дубин, 2001: 102; Мещеркина, 2002: 67]. Основными инстанциями, на которые ориентируются биографические модели, Б. В. Дубин предлагал считать институциональную структуру общества, образы социального авторитета и универсальную ценность личностной автономии [Дубин, 2001: 112-117]. Обращая внимание на многообразие типов биографий, написанных другими (то есть не автобиографий), В. Б. Голофаст отмечал, что все они, как правило, имеют институциональный характер и «крайне редко подвергаются научному анализу как биографии, поскольку институциональный контекст очевидным образом довлеет над жизненным содержанием» [Голофаст, ЭР]. Вместе с тем и эти биографии интересны, не только тем, что представляют нормативно-ценностные модели жизни человека, социальные ориентиры определенной эпохи и культуры, но также своими текстовыми воплощениями и позициями биографов. С социологической точки зрения, «’’знание” биографа составляют значимые для него по стандартам его культуры обстоятельства, из которых по правилам его метода выстраивается удовлетворяющая его и его референтную группу фактичность обстоятельств героя» [Дубин, 2001: 117]. Одновременно статусная позиция биографа, во многом определяющая мотивацию, меру и форму творчества, «образует лестницу от боговдохновенности до административного поручения» [Лотман, 1997: 807]. Дифференцирующую роль выполняют уровень литературной компетенции автора, какую бы институцию или группу он ни представлял, и свойства предполагаемой читательской аудитории. Селекция «жизненного материала», биографических сведений для включения в жизнеописание персонажа определяется совокупностью факторов. Главными из них, как справедливо, по всей вероятности, считает А. И. Рейтблат, являются «социальная функция биографического жанра и господствующее в данном обществе антропологическое видение человека, представления о целях его существования» [Рейтблат, 2014: 206]. Анализу конкурирующих на сегодняшний день концепций индивида в конструировании и интерпретации биографий ранее посвятил специальную работу В. Б. Голофаст [Голофаст, ЭР]. На формы биографии и конкретные тексты влияют культурные табу данного общества, ограничивающие круг допустимых тем и обстоятельств, а также механизмы наррации, выработанные традицией: «Тут действуют смысловые 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz