Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

координацию сельскохозяйственных мероприятий Агрослужб с деятельностью местных органов НКЗ. Однако, как видно из приведенных первоисточников, взаимодействие местных органов власти с представителями железной дороги не исключало известных разногласий и даже противоречий между обеими сторонами. Подтверждением к сказанному может служить служебная записка (№ 794) члена правления Мурманской железной дороги Шалферова в Мурманский Губземотдел, датированная 1923 г. (без указания месяца и числа). Приведем полностью ее текст: «Хибинская станция передана в ведение Центрального Агрономического Управления НКПС, развертывается как научно-исследовательский центр в связи с колонизационными мероприятиями Мурманской железной дороги. Вопрос о восстановлении пайков по согласованию с проф. Н. И. Прохоровым будет разрешен в самом ближайшем будущем, о чем вы будете извещены. О передаче станции в Мурманское Губземуправление не может быть и речи» [ГОКУ ГАМО. Ф. Р-94. On. 1. Д. 31. Л. 19]. Обретение опытной станцией статуса юридического лица под началом Центрального агрономического управления путей сообщения (реорганизованного декретом № 340 от 08.01.1921 г. в Главное земельное управление путей сообщения и транспортного пролетариата) еще не означало завершения процесса институционализации научного учреждения в Хибинах. Для возобновления его деятельности нужны были не только средства, но и постоянный штат специалистов. Между тем, Г. М. Крепе, стоявший у истоков опытного дела в Хибинах (на тот момент - единственный ученый-агроном в губернии), в том же 1923 г. сменил работу, перейдя из Агрослужбы железной дороги на Мурманскую биологическую станцию. Будущее сельскохозяйственного пункта в Хибинах в который раз оказалось под вопросом. Со стороны Мурманской железной дороги первоначально по объективным причинам (таким как: реорганизация магистрали в промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, отсутствие научного руководства Агростанцией) не планировалось в ближайшее время продолжить там работы. Однако в 1923 г., когда в Отделе прикладной ботаники Государственного института опытной агрономии был поднят вопрос об организации исследовательских работ по продвижению растениеводства на Крайний Север, выбор пал опять на Хибины, как на географически и экономически наиболее выгодно расположенную точку [Эйхфельд, 1935: 103]. На этот раз на переднем крае борьбы за разрешение проблемы полярного земледелия оказался выпускник Петербургского сельскохозяйственного института И. Г. Эйхфельд, откомандированный в апреле 1923 г. в качестве сотрудника Института опытной агрономии на Мурман с целью выяснения отношения мурманских партийных и советских органов к организации в губернии сельскохозяйственных исследований. Сама же эта поездка в Мурманск была впервые предпринята И. Г. Эйхфельдом по совету специалиста по вопросам сельского хозяйства Беляева - работника вновь созданного Колонизационного отдела, который также советовал ему встретиться с Г. М. Крепсом, тогда еще начальником северного участка агрономической службы Мурманской железной дороги. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz