Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
□ урегулирование на договорных началах отношений с Мурманской железной дорогой по поводу производящихся ей в несистемной, случайной форме землеотводных работ, с использованием лесных участков, не закрепленных еще официально за ней; □ проведение мелиоративных работ: силами экспедиции проф. Прохорова планировалось очистить три участка (в Хибинах, Варзуге и на одном из пунктов к западу от железной дороги); □ увеличение площади посевов (ячменя, картофеля, турнепса) до 316 десятин (против 151 десятины по состоянию на 1922 г.); □ организация местного семенного фонда (в виде первого опыта в Варзуге); □ постановка и разрешение проблемы использования местных ресурсов (водорослей и толченных раковин) в качестве удобрения. Опытной станции в Хибинах было дано задание поставить ряд показательных опытов с торфом и отбросами рыбных промыслов; □ организация 8 опытных полей общей площадью 29 десятин: 3 станции планировалось открыть на Мурманском берегу (Кильдин, Териберка, Голицыно), 3 - на Терском берегу (Тетрино, Варзуга, Умба) и 2 - по линии Мурманской железной дороги (Хибино, Шонгуй); □ проведение курсов по огородничеству и животноводству (Мурманск, Териберка, Ловозеро, Варзуга); издание листовок по сельскому хозяйству (так, на проф. Прохорова возлагалось составление листовок по 10 темам в рамках двух направлений); выпуск сельскохозяйственного листка (1 раз в 2 недели) в качестве приложения к газете «Полярная правда»; □ подготовка монографий по развитию производительных сил в крае, с привлечением целого ряда специалистов (проф. Прохорова, С.В. Керцелли, Померанцева (кооператор), Доброхотова (экономист), Гепферта (экономист), Васильева (лесничий), проф. Барченко [ГОКУ ГАМО. Ф. Р-94. On. 1. Д. 7. Л. 148-158]. Иное «прочтение» проблемы развития сельского хозяйства на местах дает нам декрет СНК «О Центральном агрономическом управлении путей сообщения» (ЦАУ) от 02.07.1921 г. за № 83, адресованный всем без исключения агрономическим организациям и учреждениям, обслуживающим железнодорожные и водные пути сообщения. В задачи ЦАУ входило «общее возбуждение экономической деятельности и подъем сельскохозяйственной культуры преимущественно в окружности полосы отчуждения железной дороги». В круг же его ведения были включены: □ мелиорация и сельскохозяйственная эксплуатация полосы отчуждения; □ всемерная помощь индивидуальным хозяйствам железнодорожников; □ организация сельскохозяйственных баз, показательных участков и образцовых ферм для обслуживания хозяйств транспортного пролетариата; □ агрикультурная работа и агрикультурные мероприятия, оборудование агропоездов и прочее [Собрание узаконений ..., 1921: 133-135]. На месте претворение в жизнь решений ЦАУ возлагалось на Агрономические службы при Управлении дорог, выполнявших свою работу при посредстве дорожной сети агрономических участков. Декрет предусматривал 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz