Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

масса других работ, как то: уход за скотом, доение коровы, топка бани, заготовка дров и т.д. 11) На средства фонда заготовлено и кошено сена на реке Белой 446 пудов, а также закуплено 18 пудов. 12) В эту зиму сработано для бараков служащих 17 штук рам, из них 6 штук летних и 11 штук зимних, кои не застеклены из-за отсутствия стекла». [ГОКУ ГАМО. Ф. Р 94. On. 1. Д. 31. Л. 7-7об ]. Как видно из доклада А. А. Гостева, к началу 1923 г. данный объект еще не был в полной мере готов к сдаче в эксплуатацию. Во-первых, необходимо было разработать по реке Белой покосы до 10 десятин, а также расширить огород не менее чем до 5 десятин. Во-вторых, для окончания строительных работ на станции требовались следующие предметы: стекла оконные (два ящика), кирпичи, гвозди разных размеров (10 пудов), печные приборы (5 комплектов), лак и олифа по 2 пуда (для замазки), оконные приборы: навесы, ручки, крючки для рам (6 комплектов), дверные навесы с ручками и крючками (6 комплектов), проволока печная (5 фунтов), пакля для конопатки стен (15 пудов) [ГОКУ ГАМО. Ф. Р-94. On. 1. Д. 31. Л. 8]. Однако в 1922 г. строящаяся в Хибинах опытная станция столкнулась с большими финансовыми трудностями. С переходом страны к новой экономической политике большинство государственных предприятий снималось с государственного централизованного содержания и переводилось на хозяйственный расчет. Агрослужба Мурманской железной дороги не получила для опытного поля в Хибинах необходимых кредитов, оставив научное учреждение без денежных средств, тем самым лишив его возможности завершить начатые строительные работы. Стремясь во чтобы то ни стало преодолеть сложившиеся обстоятельства, устроители полярного земледелия не отказались от дальнейшей борьбы за начатое дело. Начальник четвертого агроучастка Мурманской железной дороги Г. М. Крепе, используя административный ресурс, попытался разрешить возникшую проблему следующим образом: «В виду сложности дела, чрезвычайных трудностей вообще проведения всех мероприятий на ГѴ районе приходилось иногда расходовать отдельные средства не прямо по их предназначению, а так как это окажется в данный момент необходимым, например, отпускаемую для премирования рабочих муку частью израсходовать на закупку сена для лошадей, а рабочего, нанятого для работ по корчевке, временно командировать на Кольскую ферму. В отчетах все это, конечно, фиксировалось. Имея в виду, прежде всего, самое дело и твердую необходимость так или иначе его продолжать, я распорядился, как это видно из отчетов моих Агрослужбе, расходовать деньги, выплачиваемые для жалования равно как служащим Агроучастка, так и рабочим Хибинского хозяйства. Это было до тех пор, пока ферма не была переведена на хозяйственный расчет и деньги должны были идти только на нее самое. Еще до этого времени пришлось значительно сократить число рабочих в Хибинах, которое определялось количеством пайков, отпускаемых IV районом Мурманской железной дороги» [ГОКУ ГАМО. Ф. Р-94. On. 1 Д. 31. Л. 4об.-5]. Лишившись источников финансирования из средств Агрослужбы, ее представители вместе с проф. Н. И. Прохоровым все же не теряли надежды на 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz