Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

служащих Мурманской железной дороги. О проделанной ими работе в этом направлении красноречиво говорят следующие цифры. Если в 1920 г. по линии железной дороги от Мурманска до Полярного Круга было всего у железнодорожного населения не более одной десятины земли, занятой под огородные культуры, то в 1921 г. названная цифра увеличилась до 4,5 десятин, а в 1922 г. - до 10 десятин огородной земли. Решение проблемы развития огородничества в крае актуализировало вопрос о создании здесь научного центра полярного земледелия. С весны 1921 г. профессор Н. И. Прохоров начал организацию Хибинского опытно­ показательного хозяйства. Началу работ предшествовал ряд совещаний, инициированных ученым, с участием как местных, так и центральных государственных учреждений, признавших это дело крайне важным и срочным и обещавших свое содействие и помощь. Вопрос продвигался в Москве - в ВСНХ и в Главземтране, в Петрограде - в Областземе, в Управлении и Агрослужбе Мурманской железной дороги, в Мурманске - в Губземотделе и Губэкосо. В итоге было выработано решение начать работу таким способом, чтобы каждое заинтересованное учреждение могло снабжать общее детище теми материальными благами, которыми оно будет располагать. Конкретно это выражалось в том, что Агрослужба, имевшая в то время достаточное количество пайков и денег, содержала и оплачивала рабочих, занятых корчевкой и вспашкой площади и постройкой домов, предоставляла материалы своего склада в Хибинах; Управление IV района железной дороги предоставило борону для ведения земляных работ, для перевозки грузов одну лошадь и ряд материалов со складов Материальной службы дороги; Мурманский Губземотдел предложил помощь в виде известного количества муки и сахара для премирования рабочих и исполнителей некоторых сдельных работ, ВСНХ - в лице членов Кольского почвенно-ботанического отряда Северной научно-промысловой экспедиции - произвел работу по детальной почвенной съемке намеченного участка при станции Хибины и целый ряд наблюдений над культурой овощей в пределах IV района Мурманской железной дороги и вообще Кольского полуострова. Вся работа по корчевке, разделке почвы, переносу, постройке помещений, заготовке фуража для рабочих лошадей и племенного быка, принадлежащего Агрослужбе и помещенного при строящемся опытно­ показательном хозяйстве, была поручена помощнику начальника IV агрономического участка МЖД А. А. Гостеву согласно представленной им проф. Прохорову подробной смете. В расходовании бывших в его распоряжении разнообразных средств и в рабочей силе он отчитывался как перед проф. Прохоровым, так и отдельно перед Агрослужбой. К сожалению, мы располагаем лишь отрывочными сведениями из биографии этого человека, бесспорно, одного из первых пионеров сельскохозяйственного освоения Кольского Севера. Доподлинно известно, что Гостев Александр Алексеевич, 1900 года рождения, являлся выходцем из Онежского уезда Архангельской губернии и одноименной волости, деревни Медведевской. С 1921 по 1923 гг. он являлся заведующим строительством опытно-показательной станции в Хибинах. Затем его имя (вместе с именем жены Марии Дмитриевны, 25-ти лет) оказалось в списках переселенцев, водворившихся на переселенческом участке под названием Хибинский № 1 при станции Хибины у оз. Имандра Екостровской дачи Имандровского лесничества 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz