Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

Однако наиболее ярко тезис об ориентации научно-образовательной деятельности на региональную специфику подтверждается уровнем развития в странах Северной Европы исследований, связанных с вопросами коренного народа саами, проживающего и имеющего данный статус на северных территориях Норвегии, Финляндии, Швеции и на Кольском полуострове. Во всех североевропейских университетах саамская тематика (Saami studies) является одной из приоритетных. Главные направления - саамский язык; культура, традиции и история; сохранение и развитие традиционной экономики, прежде всего оленеводства; права саами и специальное законодательство; саамское искусство и дизайн. При этом базовым принципом признается необходимость связи исследовательских коллективов с саамскими сообществами, а также прямого привлечения коренного населения к исследованиям, причем не только в качестве источников информации, но и непосредственно в качестве исследователей, что предполагает, в свою очередь, создание условий и возможностей для образования саамского населения [Lapland..., 2016; The Arctic..., 2016]. В Финляндии главным центром развития саамских исследований является Лапландский университет, расположенный в Рованиеми - административном центре самой северной финской провинции Лаппи. Все университетские факультеты, так же как и подразделения Арктического центра - исследовательского департамента университета, реализуют образовательные программы и исследования в этой сфере. Например, на педагогическом факультете ведется подготовка преподавателей саамского языка, а также исследования в области сохранения языка и языковая подготовка для тех студентов, кто не является носителем саамского языка, но хотел бы его знать. Факультет искусств и дизайна является ведущей организацией в общемировом контексте по проведению исследований в этой области саамской культуры. Кроме того, здесь проводится активная работа по взаимодействию с культурными и саамскими организациями всех четырех стран их проживания. Юридический факультет занимается подготовкой специалистов в области прав саами, а также изучением законодательства в контексте рассматриваемых аспектов. Но наиболее широкий спектр саамских исследований проводится на социальном факультете. Это, например, вопросы управления местными ресурсами и развитие оленеводства, экология саамских территорий и качество жизни населения, политическое устройство общества и саамские социальные институты и т.д. Ежегодно в Лапландском университете защищается несколько дипломов и диссертаций по саамской тематике [Lapland..., 2016]. Иная стратегия применяется в Норвегии. В Норвежском арктическом университете (Тромсе) создан специальный центр по развитию саамских исследований (SESAM). Роль SESAM заключается как в развитии собственных научных разработок, так и в координации и продвижении междисциплинарных саамских исследований и образования саами в рамках университета в целом. Кроме того, SESAM поддерживает широкую сеть партнеров в области исследований коренных народов по всему миру [The Arctic..., 2016]. Цели и задачи данного Центра сформулированы следующим образом [The Arctic ...,2016]: □ поощрять и укреплять междисциплинарные исследования и развитие образования, связанные с саами и другими коренными народами; 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz