Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

состояние данного региона как зоны благосостояния, стабильности и мира, содержит положения, призванные обеспечивать возможность получать образование и сдавать экзамены в учебных заведениях студентам любой из стран - участников соглашения, признавать дипломы выпускников, полученные в ходе такого обучения. Там же зафиксирована договоренность координировать проводимые в странах Северной Европы научные исследования, учреждать совместные исследовательские учреждения, наилучшим образом использовать имеющиеся исследовательские гранты и другие ресурсы [Воронков, 2009]. Важнейшим механизмом поддержки международных исследований в странах Северной Европы в настоящее время выступает грантовая программа Совета Министров северных стран. Политика данного органа межправительственной кооперации в отношении поддержки научных исследований направлена на развитие сотрудничества по наиболее актуальным проблемам Европейского Севера и Арктики [The Nordic Council..., 2016]. Особый случай кооперации на Севере Европы, в том числе и в сфере науки, образования и инновационного развития в целом, демонстрирует Баренц/Евро-Арктический регион (БЕАР), объединяющий арктические территории четырех стран: северные провинции Норвегии, Финляндии, Швеции и северо-западные районы России. Уникальность БЕАР состоит не только в географии его участников, но и в успешном использовании двухуровневой модели управления международным сотрудничеством, предполагающей сочетание межгосударственного и регионального взаимодействия. Но главным достижением Барец-кооперации считается новая психология сотрудничества, ориентированная на личные человеческие контакты [Фокин, 2012; Петтерсен, 2003: 29]. Опыт развития международного научного сотрудничества в рамках Баренц-региона продемонстрировал эффективность организации взаимодействия ученых по принципу сетевых структур. Данный подход предполагает, что научные и образовательные учреждения и организации, как и их сотрудники на персональном уровне, являются участниками сетевых проектов, сформированных по различным профессиональным интересам. Это обеспечивает широкое участие научно-образовательного сообщества в сотрудничестве, а также позволяет наиболее эффективно осуществлять обмен информацией и создавать возможности для повышения квалификации и уровня компетенций ученых и студентов. А для реализации конкретных исследований создаются временные международные научно-исследовательские группы, объединяющие специалистов по конкретным вопросам. Поэтому основной акцент в научной Баренц-кооперации был сделан на поддержку таких профессиональных сетей и стажировок специалистов и студентов. В то время как собственно исследования предлагается проводить на конкурсной основе, в рамках крупных научно-исследовательских программ6, сформированных по приоритетным направлениям развития Баренц-региона [Виноградова..., 2015]. 6 В Баренц-регионе кроме национальных фондов стран-участниц сотрудничества существуют и коллективные финансовые источники и механизмы для поддержки науки. Это средства Совета министров Северных стран, Баренцева секретариата, а также международных исследовательских программ Европейского Союза: Программа Коларктик и Программа Горизонт 2020 [Баренц программа, 2014]. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz