Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

активные перетоки знания, научная деятельность (деятельность по производству знания), являясь ядром инновационного процесса, должна также соответствовать указанным критериям. Страны Северной Европы демонстрируют в решении данных вопросов высокий уровень реализации. Достигается это стимулированием мобильности научно-исследовательских кадров и развитием международной кооперации, причем в научных учреждениях Северной Европы эти процессы очень близко связаны и дополняют друг друга. Уже начиная со школьного уровня, жители стран Северной Европы очень активно знакомятся с культурой, традициями и обязательно языками своих северных соседей. Это создает крепкий фундамент для развития в дальнейшем профессиональной кооперации как внутри региона, так и за его пределами [Скандинавия ...,2016]. Уровню знания языка здесь вообще придается очень большое значение. Например, в Норвегии для обучения в университете, начиная с уровня магистратуры, обязательным требованием является свободное владение английским языком. Все университеты стран Северной Европы, в том числе и региональные, обязательно имеют международные программы и принимают зарубежных студентов и аспирантов для обучения, которое осуществляется в интернациональных коллективах и на английском языке. Это позволяет не только привлечь талантливую молодежь из других, в том числе развивающихся стран, но и создать условия для ежедневного общения как студентов, так и сотрудников университетов на английском языке. Таким образом, научная молодежь приходит в исследовательские коллективы уже подготовленной для работы на международном уровне [Lapland..., 2016; The Arctic..., 2016]. Следует заметить, что подобная деятельность стимулируется именно на государственном уровне: международные образовательные программы реализуются в основном за счет средств государственных бюджетов, многие из них являются бесплатными для студентов4. Кроме того, существует система разнообразных грантов, которыми в случае успешного обучения могут воспользоваться как граждане стран Северной Европы, так и не граждане [Скандинавия ...,2016]. Созданы определенные предпосылки для развития научной мобильности и на межгосударственном уровне, и непосредственно в североевропейском регионе. В ряде совместных документов стран Северной Европы отмечается, что ключевые задачи развития и внешние вызовы, с которыми встречаются отдельные страны, в данном регионе имеют единую природу, а объединение усилий, направленных на их решение, является важной составной частью успеха. Так, например, «Хельсинское соглашение»5, документ, который послужил отправной точкой для формирования глубоких интеграционных связей между странами Северной Европы, обеспечивших современное 4 Например, все образовательные программы в Норвегии являются бесплатными. В Финляндии до 2015 года образование также было бесплатным. Ситуация изменилась в связи с ухудшением экономической ситуации [Образование..., 2016; Скандинавия..., 2016]. 5 Документ был принят в 1960-е годы и сохраняет свою актуальность до настоящее времени. Он неоднократно актуализировался, последние изменения были внесены в 1995 г. Послужил отправной точкой при формировании инициативы «Северного измерения» Европейского Союза [Воронков, 2009]. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz