Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Таблица 1 Государственные расходы стран Северной Европы на НИОКР [Nordic..., 2013] Дания Финляндия Исландия Норвегия Швеция млн евро 1 825 1 644 87 1 973 2 473 % от ВВП 2,98 3,55 2,40 1,65 3,41 Само по себе высокое финансирование научных исследований не может обеспечить экономический эффект. Необходимы специальные механизмы, обеспечивающие эти трансформации, в том числе и в отношении организации и развития научной и образовательной деятельности. В рамках одной статьи не представляется возможным проанализировать все грани этих процессов, даже в одном отдельно взятом регионе. Однако в отношении стран Северной Европы можно выделить несколько, на наш взгляд, важных и принципиальных моментов, которые, во-первых, являются характерными для всех стран данного региона и оказывают очевидный положительный эффект на их развитие, а во-вторых, могут быть применены в российских условиях. 1. Наука и образование в странах Северной Европы функционируют и развиваются врамкахрегиональных инновационных систем (РИС) сетевого типа. С конца 1980-х - начала 1990-х гг. в работах ряда ведущих европейских ученых обосновывается концепция необходимости формирования национальных инновационных систем (НИС) как основного фактора экономического роста в постиндустриальном обществе. В самом общем виде теория НИС, основоположником которой считается профессор Орхусского университета Б. О. Лундвалл (Швеция), обосновывает идею о том, что экономическое развитие обеспечивается не собственно инновациями, а тем синергетическим эффектом, который достигается в результате инновационной деятельности в условиях соответствующей институциональной среды, объединяющей производителей и потребителей инноваций и являющейся объектом государственного регулирования [Лундвалль, 2003]. Теория НИС, в рамках которой инновации рассматриваются в территориальном аспекте, в значительной степени способствовала формированию нового понимания данной категории. Инновационный процесс индустриальной эры был иерархическим, понимался сугубо технологично и линейно: потоки знания как бы перетекают снизу-вверх от его генерации к накоплению и коммерциализации. А поскольку верхний уровень является самым главным с точки зрения концентрируемых финансовых ресурсов, значит, он и становится основным в инновационном процессе, который ориентируется, главным образом, на коммерческую составляющую. Теория НИС позволила перевести акценты в понимании инновационного развития в плоскость взаимодействия его участников. Здесь появляются идеи о творческом человеке, сетевых структурах, синергии пространственных структур и т.д. [Freemen, 1991; Лундвалль, 2003]. В дальнейшем, с середины 1990-х гг., акцент в европейских исследованиях территориальных инновационных систем стал перемещаться с национального на региональный уровень. Первоначально это были работы, направленные на анализ опыта принципиально новых по своей структурной организации интеллектуальных территорий мира, таких как «Силиконовая 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz