Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

Результатом этих обсуждений и обобщения опыта организации научной работы стало принятие ряда решений, внесших в совокупности коренные перемены в структуру организации и управления наукой в стране. Так, в апреле 1961 г. было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению координации научно-исследовательских работ в стране и деятельности Академии наук СССР». Впервые создавался общегосударственный орган планирования и координации научных работ - Государственный комитет Совета Министров СССР по координации научно- исследовательских работ, который заменил ранее существовавший Государственный научно-технический комитет. Стратегической целью создания нового Государственного комитета Совета Министров СССР была концентрация деятельности научных учреждений различного ведомственного подчинения на выполнении исследовательских работ по основным научным проблемам, имеющим большое народнохозяйственное значение. В связи с упомянутым Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривались определенные мероприятия по организационной перестройке и уточнению основных направлений деятельности Академии наук СССР. На Академию наук СССР, в частности, было возложено руководство теоретическими исследованиями в области естественных и общественных наук в стране, вследствие чего ее научные учреждения были освобождены от разработки отраслевой прикладной тематики. Почти половина научных учреждений Академии наук СССР и треть численного состава ее сотрудников были переданы в другие отраслевые ведомства. При этом за частью таких научных учреждений Академия наук сохранила научно-методическое руководство [Комков, Левшин, Семенов, 1974: 426]. Неизвестны идейные вдохновители осуществленных реформ научной сферы страны. Возможно, последние воплощались в жизнь в русле экспериментов по управлению всем народным хозяйством, которые проводились по инициативе партийного и государственного лидера того времени Н. С. Хрущева. Маловероятно, чтобы подобные преобразования были возможны без его ведома. Тем не менее известно, что руководство АН СССР поддержало эти перемены. По мнению Президента АН СССР М. В. Келдыша, в результате появились предпосылки для ликвидации ряда существенных недостатков в организации научно-исследовательских работ. До этого времени вся деятельность ученых была распределена между 170 союзными и республиканскими министерствами и ведомствами, каждое из которых имело свою сферу деятельности. Единая координация большинства научно- исследовательских работ отсутствовала. Основной причиной медленного продвижения научных достижений в производство, разрыва между научными исследованиями и их внедрением в практику являлось отсутствие единого планирования и координации работ институтов, конструкторских бюро и промышленности [Келдыш, 1961: 18]. В развитие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 27 мая 1961 г. Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР приняли постановление о создании Государственного комитета Совета Министров РСФСР по координации научно-исследовательских работ (далее - Комитет по координации). Целью Комитета по координации являлось обеспечение необходимой координации работы научно-исследовательских учреждений 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz