Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

[Кабыш, 2005: 3]. 21 декабря 2007 года состоялось освящение самой церкви [Кабыш, 2007: 3]. Значительный вклад в строительство внесли градообразующее предприятие Кировска, различные городские структуры и пр. В 2010 году было решено построить еще одну церковь в Апатитах [Бизнес помогает церкви, 2010: 4]. В июне 2012 года освящено основание будущей церкви в честь иконы Иверской Божией Матери на улице Кирова [Котляренко, 2012: 1-2.]. Храм продолжает строиться в настоящее время. Второй в области кафедральный собор - Свято-Вознесенский - находится в Мончегорске. Он располагается недалеко от храма, построенного в 1988 году. В настоящий момент церковь прп. Трифона Печенгского приписана к Свято-Вознесенскому собору. Инициатором строительства собора был В. М. Худяков, директор комбината «Североникель» [Тимофеева, 2001: 5-6]. Его идею поддержали общественность и председатель горисполкома В. П. Южаков. Проект храма выполнил главный архитектор Мончегорского филиала комбината «Североникель» М.Т. Горелик. Строительство началось весной 1992 года и продолжалось почти пять лет [Тимофеева, 2006: 14]. Серьезные изменения с системой церковного управления в Мурманской области произошли в 2013 году. Мурманская и Мончегорская епархия превратилась в митрополию, на территории которой действуют сразу две епархии [Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013, ЭР]. Новой епархии Североморской и Умбской, с центром в Североморске, подчиняется священство Печенгского, Терского районов и ряда ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) - Александровска, Видяево, Островного, Заозерска и Североморска. Епископом был выбран игумен Митрофан (Баданин), клирик Мурманской епархии [Слово архимандрита Митрофана (Баданина), ЭР]. Мурманская область, по мнению историков [Бардилева, Грашеская, 2014: 244], в настоящее время имеет статус региона, жители которого отличаются низкой степенью религиозности. Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что очевидный факт увеличения количества храмов не обязательно свидетельствует о росте религиозности населения. Социально­ антропологические исследования [Давыдова, 2014, 2015 и др.] способны прояснить эту проблему, которая включает как понимание религиозности, так и вопрос о ее показателях. Отношение к установке культовых сооружений на территории Кольского Севера (как, очевидно, и в других местах) зависит не только от религиозной идентификации информантов, но также от мест расположения этих объектов, их внешнего облика и некоторых других свойств. Церковь в городе осознается как часть городской культуры, особенно той частью населения, которая не связана с религиозной общиной, то есть большинством. В то же время постройка храма и других культовых сооружений в удалении от города вызывает отрицательное отношение. Городские жители, вне зависимости от приверженности к вере, имеют представление о том, как должен выглядеть храм, где располагаться, какими качествами должны обладать церковные люди. Увеличение количества храмовых сооружений может оцениваться негативно, если оно воспринимается как религиозная пропаганда. Церковная экспансия, как и распространение любой другой конфессии, отпугивает невоцерковленных горожан. Члены православных общин и прихрамовые люди сходятся во мнении о том, что 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz