Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

с деятельности миссионеров. Наиболее известные из них Трифон Печенгский, Феогност и Феодорит Кольский. Для проповедников православия открывалось широкое поле деятельности в пределах Кольского полуострова, так как саамы, жившие в Финнмарке, в свое время уже подвергались влиянию католичества [Федоров, 2004: 148]. К концу XIX - началу XX столетий отличительные религиозные черты Кольского Севера стали, по мнению Г. Ф. Гебеля, наиболее заметны [Гебель, 1905: 99]. Достаточно интенсивное церковное строительство в Кольском крае велось в конце XIX - начале XX веков в основном за счет прихожан и крупных рыбопромышленников. Назвать масштабной проповедническую деятельность православной церкви было бы неправильно [Бардилева, 2008: 187]. Такое положение было связано с удаленностью от метрополии, образом жизни населения полуострова, суровыми климатическими условиями, бездорожьем. Такой вывод можно сделать на основании работ Ю. П. Бардилевой, в которых на обширном архивном материале выстраивается история государственно- церковных отношений и религиозной жизни Кольского полуострова в начале XX века. Ю. П. Бардилева указывает на факты, свидетельствующие о строительстве храмов «’’тщанием прихожан” либо “на средства рыбопромышленников”, крестьян, колонистов, а то и отдельных жертвователей (что особенно характерно для конца XIX - начала XX вв.)» [Бардилева, 2015: 32]. Ситуация подтверждается исследованиями О. В. Грашевской [Грашевская, 2005], которые посвящены политике Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940-1980-х годах. Согласно материалам О. В. Грашевской религиозные настроения в регионе способствовали открытию в Мурманской области в послевоенный период сразу четырех православных храмов. Строительство двух новых церквей и восстановление старых шло под руководством священнослужителей В. Жохова, В. Обнорского, И. Кутузова, С. Кузнецова и других [Грашевская, 2005: 178]. Открытые в послевоенные годы четыре церкви действовали вплоть до начала 1960-х годов. В итоге хрущевской антирелигиозной кампании было закрыто две церкви: в Коле [ГАМО. Ф. 264. On. 1. Д. 873. Л. 13] и Ковде [ГАМО. Ф. 405. On. 1. Д. 1674. Л. 147]. По официальной версии это произошло по многочисленным просьбам трудящихся. Публикации областной газеты «Полярная правда» имели жесткий антирелигиозный характер и сообщали о том, что в Мурманске церковь пустует и не пользуется популярностью среди мурманчан [Это предложили сами жители, 1960: 24]. Однако, по мнению церковного историка В. Вольского, в реальности жители Мурманска проявили активность и не дали закрыть храм [Вольский, 2001: 4-5]. В течение года община и прихожане боролись за церковь, и в результате она осталась функционирующей. Похожая ситуация сложилась и в Кировске: при попытке закрыть церковь органы управления столкнулись с мощным сопротивлением со стороны населения. Подобные случаи были весьма редкими для тех лет. Таким образом, в начале 1960-х годов в области сохранились две действующие церкви - Свято-Никольская в Мурманске и Казанская в Кировске. В середине 1980-х годов в Мурманске было решено возобновить строительство Свято-Никольского кафедрального собора. Вокруг существовавшего с 1946 года Свято-Никольского храма были построены новые стены. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz