Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Совершается отпевание, и люди подходят и прощаются. Вот как раз этот маленький промежуток времени во время отпевания, когда прощаются, как раз напоминает гражданскую панихиду. Как сказал один из участников исследования, « сейчас смешались многие традиции, сейчас смесь разных традиций ». Действительно, совмещение гражданских и церковных процедур - обычная городская практика. Современная молодежь нередко устраивает виртуальное прощание - обращается к умершему, его родственникам и близким в социальной сети. Становясь участниками виртуальной церемонии, пользователи не произносят речи на реальной гражданской панихиде, поскольку уже высказались в сетевом пространстве. Гражданская панихида может быть проведена, таким образом, и без каких-либо выступлений. В данной статье мы не касались социально-демографических характеристик священников. Биографические и личностные особенности, жизненный проект и путь к рукоположению, безусловно, отражаются на службе, исполнении обязанностей, представлениях священника, а значит, и на возможностях приспособления, адаптации к структурным изменениям общества и социальным потребностям. Н. А. Митрохин предсказывает усиление «конфликта между молодым и лучше образованным духовенством и духовенством поколения 1990-х», поскольку архиереям выгодно привлекать «более энергичных и образованных людей». При этом исследователь подчеркивает принципиальную разницу между «новым» и «старым духовенством»: «Они <молодые священники - 0 . 3 > чувствуют уверенность в “правильности” своей веры и могут опираться в своих действиях на знакомую с детства сеть поддержки. Этого было во многом лишено предыдущее поколение духовенства, которое буквально за два-три года проходило путь от начала своих “духовных исканий” до рукоположения» [Митрохин, ЭР]. На фоне разнообразия современных практик церковь занимает достаточно устойчивую и одновременно гибкую позицию. Пока церковь как организация не превратилась в сообщество успешных менеджеров, поколение «старых» священников идет навстречу потенциальным «клиентам», возможно, будущим прихожанам. Священники уверены, что в ситуации погребения у них (а значит, и у церкви) больше возможностей, чем у других институтов, организующих церемонии прощания. Сегодня церковь объединяет и виртуальное прощание, и траурный митинг, и церковное отпевание. Снимается противоречие в организации и проведении светско-религиозного ритуала. В то же время церковь не забывает и о своих интересах - привлечении к вере граждан. Гражданская панихида может стать для кого-то стимулом к воцерковлению, была бы потребность. Список литературы Барабанова Л. А., Разумова И. А. Современный погребальный ритуал с позиций его участников // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 5 (134). С. 45-50. Геродник Г. Дорогами новых традиций. М.: Издательство политической литературы, 1964. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz