Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
людей. Поскольку церковное помещение не позволяет одновременно вместить много народа, обряд отпевания можно осуществить и в другом, более удобном, пространстве. Священники считают основной проблему организации церемонии. Поведение участников они не оценивают, полагая, что люди в данном случае прощаются как умеют. Собственные действия священники рассматривают как исключительно функциональные - церковь только совершает предписанный ритуал. 2) Социальные традиции Траурный митинг остается наследием советской эпохи. Поскольку эта традиция уже утвердилась, нет необходимости сейчас ее перестраивать: И много было (в советское время) таких традиций, которые порой противоречили церкви, и, в том числе, эти гражданские панихиды. Они произошли еще из того времени. Священников у них не хватало, не было, поэтому они что - ну вот, панихида, ну или возле дома гражданская панихида, у подъезда. Ну, или где-то там в ДК, или в клубах. Ну, я считаю, что оно не то, что нужно это отстранять - наверное, нет. Главное, чтобы церемония была закончена, осуществилось прощание с умершим. Таким образом, церковные и светские ритуальные действия можно осуществлять последовательно, каждое в «своем» пространстве - сначала отпевание, а потом гражданская панихида (или наоборот, если затем следует погребение): Если кто-то требует там гражданскую панихиду, я говорю: «Ребята, пожалуйста - привезем в храм, отпоем, запечатывать я не буду, всё дам, всё объясню, как делать, и Вы там потом хоть до утра, хоть три дня подряд там не уходите, говорите, сколько хочется, а потом посыпьте по покрывалу, уже прощен, запечатайте, загребите и всё. 3) Удобство проведения ритуала для всех его участников (православных / не православных, крещеных / некрещеных и т.д.) Гражданская панихида не приносит пользы душе умершего. А вот если она дополняется отпеванием, тогда процедура оказывается полезной всем участникам ритуала: и близким покойного, и ему самому, и священнику. Основное внимание, конечно, уделяется объекту отпевания. Проведение траурного митинга не приносит ни пользы, ни вреда покойному. Он имеет значение для присутствующих, поскольку в гражданской панихиде принимают участие все желающие, а не только православные. 4) Место проведения ритуала Священники уверены, что невозможно объединять гражданскую и религиозную церемонии в одном месте. Поведение во время ритуала в церкви должно соответствовать определенным правилам. В храме не принято говорить, как это требуется на гражданской панихиде, необходимо молиться и т. д.: Кроме молитвы по уставу не положено говорить ни шепотом, ни как. В храме должна быть молитва. А лишние слова - иди за забор, там говори, сколько хочешь. 5) Функции гражданской и религиозной формы прощания Гражданская церемония, с точки зрения духовенства, лишняя, поскольку церковное отпевание предусматривает и гражданское прощание. В церкви дают возможность высказаться, если будет желание: 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz