Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
названных типа поведения отчетливо проявляются в ситуации подготовки и проведения отпевания. Первый, просветительский, нацелен на максимальное информирование пришедших. Такие священники организуют проповеди, рассказывают о процедуре, наставляют участников: Тут у нас было как-то: пришел человек - сильно плачет. Дети расплакались, просто невозможно было отпевать. Остановились, спокойно, думаю, что проповедь скажу раньше. И я стал говорить о том, что, вот например, когда мы плачем за усопшим, то это является даже неким нарушением, потому что мы беспокоим душу усопшего, да. А здесь нужно не плакать, а помолиться за него - вот это будет польза. Конечным результатом проповедей и напутствий становится привлечение новых прихожан. Основной целью представителей второго типа поведения является строгое соблюдение всех православных правил «по умолчанию». Подразумевается, что все присутствующие на отпевании не нуждаются в комментировании происходящего: Это каждый христианин должен знать. Как дважды два в школе», «Он не обязан этого делать Сдавать разъяснения - 0 .3 > . В данном случае задача приходского священника - это совершить чин погребения, чин отпевания. Таким образом священники охраняют свою паству. Если человек не воцерковлен, то ему не нужны подробности, он все равно что «дикий»: Вообще очень редко, кто знаком, и то, скажем, из двадцати пришедших на отпевание, один-два, кто может грамотно перекреститься, остальные все, кто-то левой, кто-то справа налево, кто-то слева направо, ну кое-как. Ведут себя, по крайней мере, тихо. Конечно, указанные типы священнослужителей весьма условны. Любой священник считает своей обязанностью выполнить воспитательную функцию - может остановить отпевание, объяснить присутствующим недопустимость поведения и т.д. Процедура отпевания адаптируется не только к поселенческой общности, но и к требованиям времени. Для расширения круга православных, возможного увеличения числа прихожан церковь вынуждена идти на некоторые уступки. Определяя свое положение как подчиненное, в сомнительных случаях священники апеллируют к более высокому чину для принятия решений. В целом же они стараются адаптировать процедуру к меняющимся условиям, упрощают ее, многое допускают. Все это выражается в одной фразе: « Стараемся, чтобы войти в положение людей». Приходское духовенство идет навстречу тем, кто к нему обращается, причем здесь важен субъективный фактор. Священники основываются не только на правилах и церковных канонах, но и на личном опыте, представлениях о современном мире, обществе. Церковные требования и «гибкость» священника Какими нормами руководствуется священник при совершении ритуала, и на какие уступки может пойти церковь в ситуации отпевания? Известно, что непреложен запрет отпевать некрещеных, человек должен умереть в вере и покаянии. Естественно, для правильного заключения о наличии 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz