Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
По мнению священников, отпевания часто являются формальными для родственников, которые не связывают церковный обряд с заботой о душе умирающего: Он еще живой, а они уже думают, как его будут хоронить, вместо того чтобы подумать о том, чтобы пригласить священнослужителя к умирающему. И судя по количеству вызовов на дом для причащения больных, диспропорция есть какая-то, то есть отпеваний больше, чем вызовов на дом к умирающему. Таким образом, в отличие от причащения, таинства соборования отпевания могут рассматриваться как дань «массовой традиции». Священники вынуждены адаптироваться к ситуации. Противоречащий официальной церковной позиции «заочный» обряд отпевания широко распространен в ритуальных действиях практикующих священников (см. напр., [Соколова, 2011: 194, прим. 1]). Священник Георгий Эделыптейн, осуждая «заочное отпевание», интерпретирует этот «новый диковинный обряд» как сотрудничество представителей духовенства и чиновников по «разваливанию» института Церкви: «Приезжают родные или соседи покойника в храм, дают им “земельки” в бумажный кулечек или в конверт почтовый, они эту землю, если успеют, в гроб зачем-то благоговейно положат, не успеют - на могилку высыпать можно. Вот и все. А то, что человека без церковного пенья, без ладана, просто так, словно скотину, закопали - это нас не волнует. < ...> . Даже районные оркестры пожарных не додумались еще до “заочного отыгрывания” покойников, за гробом идут и на могиле играют. А Церковь в передних рядах прогресса бежит» [Эделыптейн, 2005: 30-31]. Специфические знания священников, как и погребально-поминальная атрибутика, в современном мире парадоксально остаются лишними или только по необходимости формально востребованными со стороны определенных социальных и возрастных групп. Исследования И. А. Разумовой и Л. А. Барабановой, нацеленные на изучение нового социального опыта современной молодежи и анализ обоснований проведения «достойного обряда», подтверждают неоднозначность отношения молодых горожан к погребальным традициям. Разнообразие мнений связано с типом смерти, статусом и возрастом умершего, ролевыми позициями и функциями участников ритуальных мероприятий [Барабанова, Разумова: 2013; Разумова, 2014: 118-121]. В случае «очного» выездного отпевания более отчетливо выражены функции заказчика (потребителя услуг) и исполнителя. Священник вновь принимает предлагаемые ему условия. Место проведения отпевания не является нормативным ритуальным пространством, оно «не свое». Священники осознают и принимают роль «исполнителя услуг». Для них главное, что человек, пусть даже в роли заказчика, приходит в церковь. В подобной ситуации даже несведущие в религиозных вопросах посетители оказываются значимыми, ведь для того, чтобы заказать отпевание, оговорить условия, им необходимо «зайти вовнутрь». Это, в свою очередь, означает, что они могут быть потенциальными прихожанами. В такой ситуации священники могут избрать две формы поведения: просветительскую или охранительную. Обе отвечают социальным функциям церкви. Если ориентироваться на типологию, предложенную М. Е. Добрускиным, они соответствуют «мировоззренческой», «компенсаторной» и «морально-этической» функциям [Добрускин, 2002]. Два 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz