Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

По высказыванию информанта, « северные условия не позволяют осуществить вспомогательные действия». Малые города Мурманской области имеют известную историческую специфику: большинство из них построено в советский период, у них нет «до-городской» истории. В большинстве городов никогда, с начала строительства, не было действующих храмов, за исключением города Кировска и областного центра; церкви начали появляться только в постперестроечный период. Это сказывалось на церковно-религиозных практиках. Еще в 1990-е годы один священник работал сразу в нескольких местах, он служил, как минимум, в трех городах центральной части полуострова, и отпевал, и крестил, и венчал, и исполнял другие требы. В данном случае его деятельность осуществлялась так же, как в крупном селе, когда священник окормлял соседние села, с выездами по определенным дням, проводя массовые крещения и т.д. К 2010-му году в каждом малом городе области функционировала церковь (о храмостроении в регионе см.: [Давыдова, 2014, 2015]). Тем не менее поток жаждущих отпеваний не увеличивается с количеством новых построек. Н. А. Митрохин, анализируя опросы священников в российских регионах, отмечает, что лишь «над примерно 30-40 % покойников совершается ритуал “отпевания”» [Митрохин, ЭР]. В некоторых городах Мурманской области жителей приучили к тому, что отпевания проводят, как правило, в храме и в определенное время (например, в Мончегорске). В отличие от крупных городов и мегаполисов, где отпевание могут совершать в морге или в крематории, в малом городе ситуация несколько иная. Священники это отмечают. В частности, они не отпевают в морге (такой случай был единственный в практике и только у одного священника), не отпевают одновременно несколько человек (только в случае коллективной гибели). Еще одним отличием городской процедуры от сельской священники считают присутствие «помощников» на городском отпевании: Все будет одинаково, что там, что здесь. Там только что не будет хора, будет один священник отпевать, и петь и отпевать. Сам будет все проводить. Вообще присутствие хора, по мнению информантов, возможно только в городе. Хор делает церемонию торжественной, пение ее украшает. Певчие не только помогают священнику торжественно совершить отпевание, но и осуществляют функцию эмоционально-психологического воздействия на присутствующих: Но я стараюсь, чтобы отпевание всегда происходило с хором. Потому что, как бы там ни было, это молитва, которая должна быть на пользу не только усопшему, но и впечатлить, так сказать, тех, которые там присутствуют. Чтобы они тоже взяли что-то полезное для себя, своей души, для своей жизни. То же делает и дьякон, если он присутствует в церкви и участвует в отпевании. Функции дьякона заключаются еще и в подготовке отпевания, если оно будет осуществлено в храме. Если же планируется выездное отпевание, то, как правило, организацией и подготовкой занимаются близкие или родственники покойного: У них там свои порядки, свои обычаи, чтобы они все подготовили. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz