Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Еще одну и очень весомую группу достойных биографии людей представляют партийные, советские и хозяйственные руководители областного и поселенческого уровней. В их числе выделяется специфический для периода индустриального развития территории и важный для региона тип - «руководители строек социализма». Биографии партийных, советских и хозяйственных руководителей социалистической индустриализации Кольского Заполярья включаются в историю в силу управленческого статуса, который определял масштабы деятельности, значимость решений и меру ответственности за них, а также число и уровень правительственных наград. Следующую категорию образуют профессионалы - «рядовые труженики» различных сфер деятельности или руководители низших звеньев, например, городских служб и организаций, отмеченные наградами и мемориальными знаками в городах и поселках. Отдельно можно рассматривать биографии погибших в мирное время - «на трудовом посту» или при исполнении служебного долга, если речь идет о представителях профессий группы риска (прежде всего, милиционерах). Завершение жизни и «рядовых тружеников», и руководителей определяет тип биографии. В первом случае (относительно продолжительной жизни и «естественной смерти») жизненная траектория представляет «трудовой путь», на котором преодолеваются различные барьеры внешнего и внутреннего (в институциональных биографиях отсутствующего) свойства и осуществляется восхождение от одного достижения к другому. Оно подтверждается получением и накоплением наград, а также карьерным ростом - в большей степени в биографиях руководителей. Структурную аналогию биографии как «трудового пути» составляет христианское «житие-биография», персонаж которого, отмеченный святостью, пребывает в постоянном труде - от рождения до преставления. Разумеется, концептуализация «труда», его различные значения социально и культурно детерминированы. Уместно напомнить идею Л. Февра о том, что в европейской культуре трудящиеся получили «право на историю» именно тогда, когда труд стал пониматься как общественная обязанность, и потому, что были «трудящимися», а не потому, что были «обездоленными» [Февр, 1991: 367]. В советской культуре и идеологии это понятие обладало высшей нравственной ценностью [Здравомыслов, 1981; Магун, 1998 и др.]. При этом культура жизнеописаний базируется на традиционных нарративных моделях, сформированных в средневековой христианской литературе и обладающих определенной семантикой. Труд в биографии советского человека, как в каноническом житии, наделяется смыслом «служения» высшей цели, а значение личности определяется качествами, полностью соответствующими категории «святости»: внутренней стойкостью, бессеребренничеством, трудолюбием, умением преодолевать или игнорировать житейские невзгоды, альтруизмом и т.д. Данный тип, которому более всего соответствует этос интеллигенции [Соколов, 2007], в рассматриваемом сборнике особенно ясно выражен в двух жизнеописаниях, в обоих случаях - провинциальных врачей: И. И. Шилейко и Г. А. Сологуба [Не просто имя, 1987: 131-140, 179-192]. Остальные персонажи, так или иначе, также наделяются названными качествами. Если же знаком отличия персоны является гибель во время (в результате) исполнения служебных обязанностей, то сюжетно-семантическое 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz