Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Наблюдая смешанный светско-религиозный ритуал в ноябре 2013 года [подробнее см.: Змеева, 2014, 2015], мы обратили внимание на то, что приглашенный в светское пространство священник оказывается вынужденным приспосабливаться к конкретной ситуации и соответствующим обстоятельствам. В частности, непривычными могут быть организация пространства, расположение предметов и т.д. Например, если гроб расположен определенным образом, то по окончании гражданской церемонии его не будут передвигать в соответствии с ритуальными правилами. Выездное отпевание имеет свою специфику: священник находится вне храма, он может испытывать неудобства, быть недовольным подготовкой к ритуальному мероприятию, поведением присутствующих и т.д., но вынужден смириться и провести необходимую процедуру. Мы провели ряд интервью со священниками малых городов Мурманской области с тем, чтобы выяснить их отношение к совмещению светской и церковной процедур прощания с умершими, а также к трансформации обряда отпевания в городской среде9. Священники настаивали на единстве чина отпевания вне зависимости от места его проведения. По их мнению, чин остается неизменным, но он может варьировать, дополняться некоторыми действиями священника в зависимости от типа поселения и поселенческой общности. Так, в сельской местности возможны ситуации, когда священник на протяжении всех погребальных мероприятий сопровождает покойного. Существует традиционная схема передвижения: дом - храм - кладбище. Ритуал может дополняться: ...Крестным ходом к дому покойника, положением его во гроб в этом доме, отнесением во храм, с остановками на перекрестках, с совершением заупокойных литий, и дальше следует непосредственно само отпевание. После отпевания опять же крестным ходом тело усопшего несется на кладбище, после чего совершается поминальная трапеза, в которой, как правило, обязательно, но если не участие, то, по крайней мере, чтобы священник благословил заупокойную трапезу молитвой10. В городских условиях такое поведение служителя церкви практически невозможно. Количество отпеваний в городе значительно больше, чем в сельской местности, занятость проводящего обряд выше, у городского священника остается меньше свободного времени. Важным фактором различий является также социальная дистанция между сельчанами или горожанами и священником. В селе она минимизирована, поэтому участники процедуры прощания могут претендовать на личное участие священника. Сопровождение на протяжении всего прощания в городе практически невозможно по той же причине - отсутствия времени. В качестве еще одной причины редукции обрядовых действий священники указали на локально специфические климатические условия. 9 Интервьюирование осуществлялось по разработанному автором вопроснику. Благодарю за помощь в собирании материала старшего преподавателя КФ ПетрГУ (г. Апатиты) П.Е. Котляренко. 10 В данной статье при цитировании мы не указываем персональные данные информантов, поскольку не располагаем на это их согласием. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz