Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Поскольку финны составляли крупнейшую этническую группу колонистов Мурмана, они закономерно присутствуют в историческом сюжете колонизации побережья. Тему колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - первой трети XX вв. углубленно изучала Е. А. Орехова [Орехова, 2009, 2010, 2013], вопросы колонизации Заполярья затрагивает П. В. Федоров в монографии, посвященной динамике взаимосвязей между центром российского государства и территорией Кольского Севера [Федоров, 2009]. Петербургский историк А. Ю. Юрченко, как и Е. А. Орехова, наряду с проблемами «иностранной» колонизации Мурмана, уделяет внимание хозяйственной деятельности колонистов. В частности, А. Ю. Юрченко отмечает универсальность хозяйственной деятельности финских переселенцев, позволившую им добиваться успехов в освоении Западного Мурмана [Юрченко, 2001: 9]. Исследованием различных аспектов истории российских финнов занимается петрозаводский историк И. Р. Такала. Естественно, что объектом ее исследований являются преимущественно финны Карелии. Однако в ряде статей она писала и о финнах Кольского полуострова, рассматривая, прежде всего, вопросы истории миграций и тему репрессий [Такала, 1998, 2002, 2006]. Значительный вклад в изучение культуры финнов внес Э.Г. Карху, ученый-филолог, происходивший из семьи ингерманландских крестьян, попавшей под раскулачивание и высланной в 1931 г. в район Хибиногорска. Особую ценность представляет его книга «Малые народы в потоке истории», основанная на личных воспоминаниях. В ней содержатся сведения о спецпереселенцах-ингерманландцах, а также богатый этнографический материал [Карху, 1999]. Книга С. П. Локко «Финны на Мурмане», созданная в жанре мемуаристики, интересна разнообразными фактологическими данными о жизни финских колонистов. Автор приводит подробное описание быта, хозяйственной деятельности колонистов в дореволюционный и послереволюционный периоды, повествует о трагических событиях 1930-х и 1940-х гг. Материальная культура финнов рассматривается и в других публикациях. Выявляются отличия в материальной культуре отдельных групп финнов. Эти отличия объясняются прежде всего различиями хозяйственно-культурных комплексов [Бусырева, 2014: 84]. Сбором и публикацией сведений о спецпереселениях и репрессиях советского периода занимались В. Я. Шашков, Н. Ф. Бугай, С. Н. Дащинский, Л. А. Гильди, Л. И. Вавулинская, С.А. Савилова [Шашков, 1993, 2002, 2003; Бугай, 2003; Дащинский, 1997, 2002; Гильди, 1996, 2003, 2006; Вавулинская, 2013; Савилова, 2008]. Тему репрессий против финнов в годы советской власти затронул в ряде работ и А. А. Киселев. На основе обширного материала он пришел к выводу, что ликвидация финских колоний на Мурмане произошла не только по причине репрессивной политики правительства по отношению к финнам, но и в связи со строительством баз Северного флота в 1933 г. Многие колонии перестали существовать как гражданские поселения, а на их месте разместились объекты военной инфраструктуры («закрытые» населенные пункты - ЗАТО). В «Очерках этнической истории Кольского Севера» А. А. Киселев рассматривает эволюцию этнодемографической ситуации на Кольском Севере, характеризует положение основных этнических групп в крае, в том числе финнов [Киселев, 2003, 2009]. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz