Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))

Среди предметов утвари чащ е всего использую тся ч аш ки для кофе из капа, ножи. Орудия труда практически не при гож дались в повседневном городском быту, но их обязательно привозили с собой в город. В сем ьях наш их информ антов есть веретена, скребки для выделы вания кожи, бердо (станочек для прядения ш ерсти) (рис. 11, 12): «Да, я пряла тут шерсть-то. И чесалки у меня были, я покупала. Вернее, с Краснощелья нам привозили шерсть овечью. Мы с сестрогі поделились. Начесала, спряла, связала. В общем все использовала вязала то я всегда. А шерсть я пряла ну, наверное, где-то лет 5 тому назад < ...> . А как стали не нужны, так я отдала <отдала в музей —О.С >» (4); «По саамски “неским” называется, а так “скребок” можно назвать по-русски. Неским скребок для выделывания шкур <...>. Я ремонтировала бѵрочки, свои и дочкины. Я привезла с Ловозера шкурки с олених ног, эти шкурки на бурочки» (1). Рис. 11. Бердо - приспособление Рис. 12. Веретена, переданные для ручного ткачества информантом на хранение (из личного архива информанта) в Музей-архив истории изучения и освоения Европейского Севера КНЦРАН Большинство орудий домашнего труда со временем утратили свою функциональную и практическую значимость, так как младшее поколение, как правило, может заниматься лишь вышиванием, вязанием, мастерить небольшие сувениры. Выделыванием шкур, прядением шерсти уже практически никто не занимается: «Ну, так показывала, но они <дочери - О .С> особо не интересовались <... >. Они уже обрусели » (1). Поэтому такого рода орудия с неохотой, но отдают в музей или хранят как память, то есть вещи переходят в разряд мемориальных. Игольница до сих пор является вполне функциональной вещью, что связано с распространением «хэнд мейда» в саамской среде (рис. 13). Например, Сергей Захаров практикует различные саамские ремесла: выделку из кожи, меха, гравировку на кости, шитье, бисероплетение и др. Мастерству он обучался не только в России, но в Швеции и Норвегии. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz