Труды КНЦ вып.42 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 8/2016(42))
Дома, когда очень холодно, я одеваю. <...>. Еще были, но уже пришли в негодность несколько пар было бурочек. В Ловозере можно заказать, но дорого! Еще лет шесть тому назад они стоили четыре тысячи, а сейчас четырнадцать тысяч » (4); « Носят <про дочерей - О .С > . <... >. Не одевают валенки, именно в бѵрочках бегают. < ...> . Им нравятся. У них на заводе тоже увидели, тоже стали заказывать. < ...> . Еще кто саамы есть, у них бѵрочки есть, они зимой не надевают валенки, носят бѵрочки, ну и в сапогах, когда сыро» (1). Рис. 10. Бурки (из личного архива информанта) Сам же национальный костюм или его отдельные элементы надевают только на праздники, культурные мероприятия. По утверждению одной из информанток, она надевала свой национальный костюм только один раз на праздник саамов в Ловозере: «Там когда-то, еще мы, по-моему, на первом курсе учились, фотографировались, в Ловозеро, по-моему, мы ходили в национальном костюме. А так нет » (4). При этом никто не ставит под сомнение, что национальный костюм обязательно должен присутствовать в гардеробе. После наших расспросов информантка пояснила, для чего костюм хранится в семье. Оказалось, что для нее принципиально, чтобы после смерти ее похоронили в национальной одежде. Информантка также поделись с нами, что попросит своих сыновей положить в гроб определенные вещи, которые для нее имеют особое символическое значение. К сожалению, информантка отказалась сообщить нам какие именно вещи. При этом она утверждает, что в современном погребальном обряде саамов не принято класть в гроб какие-либо предметы: «Нет, это у нас не принято. <... >. Нет, это если человек еще сам пожелал, когда он еще в здравом уме был и твердой памяти, то положили бы. А так, чтобы класть... <... >. В давние времена клали орудия охоты или еще что-то. А сегічас - нет, нет. Я еще буду говорить своим сыновьям, что положить - мне!» (4). 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz