Труды КНЦ вып.40 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 6/2016(40))

УДК 004.832 A.A. Зуенко, О.В. Фридман Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВУЗОВ КАК ЗАДАЧА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ* Аннотация В работе представлено применение авторских методов распространения ограничений к задаче формирования учебных планов для ВУЗов. Описывается пример формирования фрагмента реального учебного плана на основе формализации отношений в виде С-систем. Использование авторских методов распространения ограничений позволяет ускорить традиционные алгоритмы удовлетворения качественных ограничений. Ключевые слова: задача удовлетворения ограничений, задача синтеза учебного плана, распространение ограничений, матричное представление нечисловых ограничений. A.A. Zuenko, O.V. Fridman SYNTHESIS OF UNIVERSITY CURRICULUM AS A CONSTRAINT SATISFACTION PROBLEM Abstract The article presents the application of constraint propagation techniques developed by one of the authors to the problem of synthesis of University curriculum. An example of synthesis of the real curriculum fragment, using the formalization of relations in the form of С-systems, described. The author’s constraint propagation techniques allow to accelerate the typical algorithms of constraint satisfaction. Keywords: constraint satisfaction problem, curriculum synthesis problem, constraints propagation, matrix representation of non-numeric constraints. Введение В настоящей работе представлены результаты исследований по применимости авторских методов распространения ограничений на основе матричного преставления ограничений к задаче формирования учебного плана ВУЗа. В работе [1] проведен анализ программных продуктов для автоматизации формирования учебных планов вузов. В работе [2] описан модельный пример формирования фрагмента учебного плана с использованием формализации отношений в виде D -систем. Показано, что применение разработанных методов позволяет совместно обрабатывать качественные и количественные ограничения и, зачастую, решать задачу формирования учебного плана за полиномиальное время без организации ветвления. Данная работа продолжает эти исследования. Здесь описывается пример формирования фрагмента учебного плана для бакалавриата по направлению 230400.62 - «Информационные системы и Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проекты №№ 14-07-00205а, 15-07-02757-а, 16-07-00273а, 16-07-00377а, 16-07-00313а, 16-07-00562а). 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz