Труды КНЦ вып.39 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 5/2016(39))

Мурманской области, что возможно только на основе комплексного подхода к развитию электро- и теплоснабжения региона. Энергообеспечение региона во многом обусловлено значительным объемом привозного мазута, высокой стоимостью его доставки, и, как следствие, необходимостью компенсации за счет бюджетных средств выпадающих доходов ресурсоснабжающим организаций. Для решения указанных проблем сформирован Комплексный инвестиционный проект модернизации системы теплоснабжения Мурманской области (КИП). В его рамках выполнен комплексный анализ утвержденных схем теплоснабжения, определена потребность в их корректировке и подготовлены соответствующие предложения, произведена оценка экономической целесообразности использования местных видов топлива, вторичных и возобновляемых источников энергии. КИП предполагает существенное изменение структуры генерирующей мощности и топливного баланса Мурманской области. Результатом его реализации должно стать существенное сокращение потребности региона в топочном мазуте за счет увеличения в топливном балансе доли угля. Вместе с тем мероприятия КИП позволят значительно увеличить коэффициент использования установленной мощности объектов генерации и уменьшить расходы на производство тепловой энергии. Организация этих работ основана на мерах технической поддержки и экономического стимулирования. Процесс энергосбережения должен опираться на результаты постоянного мониторинга удельных показателей энергоемкости и ориентироваться на их снижение. Комплекс мер, необходимых для достижения задач по энергосбережению, включает в себя следующие механизмы: • проведение независимых энергоаудиторских проверок промышленных предприятий на предмет соответствия нормативным требованиям и разработка конкретных энергосберегающих мероприятий и предложений по внедрению передовых технологий; • разработка предприятиями комплексных целевых программ энергосбережения (в том числе на основании проведенных энергоаудитов) в соответствии с новым законодательством об энергосбережении; • контроль за выполнением разработанных программ энергосбережения; • мониторинг энергетической эффективности производства промышленной продукции. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Мурманской области показана на рис. 5. Основная доля потребляемого топлива приходится на мазут. Одним из важнейших целевых показателей эффективного использования энергии для учреждений бюджетной сферы является удельная величина потребления энергетических ресурсов. Этот показатель призван обеспечить связь энергетических паспортов бюджетных организаций с региональными и муниципальными программами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Удельное потребление тепловой энергии в жилищно-коммунальном секторе городов Мурманской области зависит от вида топлива, протяженности тепловых сетей и их изношенности [5]. В Мурманске удельное теплопотребление в жилищно- коммунальном секторе составляет 0.2; в Апатитах - 0.36; в Кандалакше - 0.28 Гкал/м2. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz