Труды КНЦ вып.38 (ГЕЛИОФИЗИКА вып. 4/2016(38))

УДК 550.388.2 М. В. Филатов, М. В. Швец, С. А.Черноус ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НАВИГАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ Аннотация В работе проведен сравнительный анализ данных приема навигационных сигналов высокоорбитальных спутников 13 января 2013 г. в условиях развития полярных сияний на станциях Нью-Олезунд и Баренцбург. Делается вывод о том, что дискретные сияния, определяющие состояние полярной ионосферы, являются независимым доминирующим признаком влияния ионосферных авроральных возмущений на распространение навигационных сигналов. Ключевые слова: навигационные системы, авроральные возмущения, полярные сияния. M. V. Filatov, M. V. Shvets, S. A. Chernous FEATURES OF NAVIGATION SIGNALS RECEIVING DURING AURORAL ACTIVITY AT SHPITSBERGEN Abstract The comparative analysis of high orbital satellites navigation GPS signals were done for 13 January 2013 by observations at auroral stations New Olesund and Barentsburg. The conclusion is that the discrete aurora, determining the state of the polar ionosphere, could be independent signature of the dominant influence of ionospheric auroral disturbances on of navigation signals parameters. Keywords: navigation systems, auroral disturbances, aurora. Введение Появление данной работы связано с публикацией данных синхронных измерений параметров приема сигнала во время развития полярных сияний на Шпицбергене (Нью-Олезунд) 13 января 2013 г. [1]. В этот период полярные сияния были зарегистрированы камерой всего неба, работающей в Нью- Олезунде (78.92N, 11.92E), одновременно с красным свечением пятен, приходящих с северо-запада. Авторы работы утверждают, что нарушения приема GPS-сигнала проявляются в интервалы времени именно тогда, когда красные сияния по данным камеры всего неба соединяются с приходящими красными пятнами. В то же время существуют доказательства того, что на прием навигационных сигналов заметное влияние оказывают области ионосферы, содержащие дискретные формы сияний [2, 3]. Мы решили проверить оба этих утверждения на основе сравнения данных, полученных на станциях Нью-Олесунд и Баренцбург (78.09N, 14.21E), расположенной южнее. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz