Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
к материальной и социальной среде, и обратно < ...> В конечном счете воображаемое (l'imaginaire) является ничем иным, как этим путем, в котором репрезентация объекта позволяет себя ассимилировать и моделировать посредством инстинктивных императивов субъекта, причем, как виртуозно показал Пиаже, субъективные представления эксплицируются посредством аккомодации6 имеющихся у субъекта схем по отношению к объективной среде < ...> символ - это всегда продукт биопсихических императивов, осуществленный с учетом требований среды» [Durand, 1963: 31]. Архетипы, как уже отмечалось, являются «субстантификациями» схем и структур, «предварительной стадией, матричной зоной идей». Согласно французскому социологу, «идея - это не более, чем прагматическое действие воображаемого архетипа в данном историческом и эпистемологическом контексте. < ...> Архетип - это то, что дано ante гет по отношению к идее, то, что является её аффективно-репрезентативной праформой. Это также объясняет то, что рационализм и прагматические подходы науки никогда полностью не избавятся от ореола воображаемого, и любой рационализм, любая рассудочная система несут в себе свои собственные фантазмы» [Durand, 1963: 52-53]. Как нам представляется, идеи Дюрана могут быть с успехом использованы в социально-антропологическом исследовании города, поскольку они добавляют к описанию повседневных мнений и выявляемых в них устойчивых социальных значений мощный инструмент концептуализации, способный обнаружить глубинные архетипические структуры, обусловливающие эти значения, и интерпретировать социокультурный опыт в параметрах реально действующего мифа. Большинство заполярных городов было основано при Советской власти (Норильск, Воркута, Нарьян-Мар, Кировск (Хибиногорск), Апатиты и др.). Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Полярным кругом, - также вполне может считаться продуктом советского времени, однако у него есть одна особенность, которую можно назвать «историческим фальстартом»: город был основан (и провозглашен именно в качестве города) за год до Октябрьской революции, но он не стал городом в полном смысле и состоялся в этом качестве гораздо позднее, уже при Советской власти. Как отмечают П. В. Федоров и Р. И. Головач, «официально открытый 4 октября 1916 года в 10 км к северу от бывшего уездного центра Колы Романов-на-Мурмане в первые годы своего существования можно было считать городом только лишь формально. Несмотря на существование ряда проектов по застройке и планировке города, Мурманск развивался стихийно, а застройка преимущественно носила хаотичный характер. < ...> Скорее Мурманск напоминал конгломерат поселков (железнодорожный, портовый, военно- морская база и т. д.), нежели город. < ...> И вот на этой «поселковой», так сказать, первооснове в начале 1930-х годов началось бурное развитие Мурманска, что было связано с превращением его в крупный центр рыбной промышленности, образования, науки и культуры» [Федоров, Головач, 2012: 148]. «Город - не город, деревня - не деревня», - писал о Мурманске начала 6 Т.е. их изменения в соответствии со спецификой конкретного объекта или ситуации, с которыми субъект имеет дело в данном случае. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz