Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
реконструировать «мифос» города, т.е. систему архетипических компонентов, которые обусловливают все социокультурные значения и представления, являясь их истоком. Ключевые слова: воображение, архетип, антропологический траект, заполярный город, мета текст. A. A. Sautkin ARCTIC CITY IN THE LIGHT OF THE SOCIOLOGY OF IMAGINATION Abstract The article is devoted to the analyse of possibilities of using Gilbert Durand’s ideas (so-called “sociology of the imagination”) in the urban studies. The author examines the basic theoretical concepts of Durand’s scientific school, namely “imaginaire” and “anthropological traject”, pointing to their close connection with the K.G. Jung’s theory of the archetypes. It is noted that the arctic city study can be based on this methodology, which will reconstruct the “mythos” of the city, i.e. system of archetypal components that are responsible for all the socio-cultural values and views, as their source. Key words: imagination, archetype, anthropological traject, arctic city, meta-text. «Полис - это люди, а не стены и не корабли без людей». Эта известная фраза из речи афинского полководца Никия, приводимая Фукидидом [Фукидид, URL: http://hronologia.narod.ru/fukidid_7_l9-87.html|. может толковаться по- разному. Мы бы указали на тот ее смысл, что город в социально антропологической перспективе представляет собой не столько место, не столько материально-физический объект, сколько проекцию на материальный мир духовных сил общины. Соответственно, когда речь идет об изучении города как антропологического феномена, важнейшим объектом выступает именно эта сфера «общинного духа» и «общинного воображения», чьим продуктом и оказывается воплощенный в камне и дереве город. Говоря «воображение», мы имеем в виду не столько образы мира, рождаемые нашим умом в сфере познания, или образы в сфере художественного творчества. Воображение - это мощная продуктивная сила, порождающая весь мир, отличный от природы. Вся наша коллективная жизнь - культурная и социальная - является воображаемой в том смысле, что она порождена воображением. Но воображение занимает промежуточное место между миром полностью идеальным, умопостигаемым и миром материально-вещественным, чувственным. Воображение - это принципиальное «между», но при этом оно само есть особый мир, а не просто промежуток-зияние, не просто граница-межа, не имеющая самостоятельного бытия. И коль скоро мир для нас есть сопряжение субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, воображение выступает как первичная реальность, оно онтологически исходно, ибо оно-то как раз и сопрягает. Этот особый мир французский социолог Жильбер Дюран именовал «imaginaire» («имажинэр», или «воображаемое» в субстантивированном значении). Дюран производит переоценку значимости понятия «воображения», которое на протяжении длительного времени находилось на периферии 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz