Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

католической) и восточнохристианской (византийско-православной)» [История Беларуси, 2009: 5-26]. Таким образом, можно признать, что в республиканском школьном курсе истории и отраженной в нем теории многовекторного развития во многом отразилось современное центристское положение Беларуси между Европой и Россией. Единый учебник истории и учебно-методический комплекс Республики Беларусь признают период политики перестройки 1985-1991 гг. самым противоречивым и неоднозначным в современной истории Беларуси. Официальная белорусская историография признает ключевым событием того периода времени в истории республики катастрофу на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем, по мнению авторов учебника, с середины 1980-х гг. по инициативе нового руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым и Н. И. Рыжковым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР. Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70 % пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн 100 тыс. чел. Из оборота было выведено более 20 % сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т. д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И, тем не менее, с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26 %, а производительность труда выросла на 30.1 %. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессам. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно- импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz