Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Несколько лет назад по пути создания единого учебника отечественной истории пошла союзная с Россией Республика Беларусь. 29 мая 2009 г. Министерством образования Республики Беларусь был утвержден «Образовательный стандарт учебного предмета “Всемирная история. История Беларуси” (5-11 классы)». Одной из основных целей изучения школьного предмета «Всемирная история. История Беларуси» в этом документе была определена следующим образом: «овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси». В отличие от предложенного в 2014 г. в России проекта «Единого историко-культурного стандарта», белорусский «Образовательный стандарт» предполагает единый комплекс с тем условием, что история Беларуси встроена в контекст всемирной истории. Как отмечают некоторые эксперты, этот момент является одной из сильных сторон белорусского стандарта. Предложенный российский проект дает конфигурацию только по отечественной истории. Одновременно в части всемирной истории очевиден крен белорусского образовательного стандарта в сторону европейской истории. Это вряд ли можно считать новацией белорусских разработчиков, поскольку в данном случае они следуют образовательной традиции России последних десятилетий. Другой положительной стороной образовательного стандарта Республики Беларусь является компоновка материала. Согласно законодательству Беларуси изучение отечественной истории в школе начинается в 6-м классе и продолжается в 7-м, 8-м и 9-м классах с тем, чтобы хронологически охватить период с VI-VII вв. - начала славянской колонизации территории современной Беларуси - до конца XVIII в. - ликвидации Речи Посполитой [Морозова, Сосно, Панов, 2011]. Вместе с тем в 11-м классе, завершающем обучение в школе, рассмотрение белорусской истории возвращается к началам, и вновь изучается период VI-XVIII вв., но на концептуально более высоком уровне. Целый ряд проблем рассматривается в § 1: Роль и место истории Беларуси в процессах общественно-исторического развития; § 2: Беларусь в восточнославянском мире (V - первая половина XIII в.); § 3: Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII - первая половина XVI в.); § 4: Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина ХѴІ-ХѴІІІ в.) [История Беларуси, 2009: 5-26]. Данное представление материала связано с тем, что, во-первых, уровень восприятия и понимания школьника выпускного 11-го класса в значительной степени отличается от уровня усвоения учебного материала учеником среднего звена. Во-вторых, изучение именно начальных (хронологически) периодов отечественной истории имеет большое значение при формировании национальной идентичности личности. Кроме того, образовательный стандарт по истории в Беларуси определяет геополитический выбор, закладываемый в историческое сознание подрастающего поколения - молодых граждан современной Беларуси. Вместе с тем утверждение о связи Беларуси с Европой в учебниках дополнено тезисом, что «геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западнохристианской (римско- 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz