Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Анализ учебников истории для школы постсоветских стран показывает, что все они, за исключением Республики Беларусь, пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки суверенной истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о внешнем «враге» в виде России. Большое внимание в них уделялось обоснованию древности национальной истории. Интерпретации национальной истории стран Содружества Независимых Государств зачастую определены в новых национальных государствах законодательно. Концепция «советской оккупации» в Грузии, Латвии, Литве, Украине, Эстонии зафиксирована в актах о восстановлении независимости, имеющих конституционную силу, концепция «геноцида азербайджанцев» изложена в указе президента Азербайджана Гейдара Алиева «О геноциде Азербайджанцев» от 26 марта 1998 года [Освещение общей истории России..., 2009: 261]. По мнению авторов схем национальных историй, «тоталитарная империя» жестоко угнетала, эксплуатировала и использовала в своих корыстных целях несчастные нерусские народы СССР. Утверждается идея, что совершенно никакого положительного опыта народы СССР от совместного проживания с русским народом не получили. В аспекте взаимодействия с русскими речь идет исключительно о насилии, терроре, эксплуатации. Исключением из этого правила являются учебники истории Армении и Беларуси, стремящиеся к объективной оценке прошлого. Для большинства стран СНГ характерно, что вся вина и ответственность за происшедшее в нашей общей истории в рамках единого государства возлагается на Санкт-Петербург и Москву. Российская империя и Советский Союз, Российская Федерация как правопреемница СССР в данном контексте объективно выступает в такой литературе как главный и едва ли не единственный виновник всех бед и несчастий народов стран СНГ. Таким образом, становится очевидным, что тенденции в разработке учебной литературы по истории в странах, возникших на постсоветском пространстве, в корне отличаются от тех, которые преобладают в большинстве в России. В апреле 2013 г. решением Президиума Российского исторического общества была создана рабочая группа по подготовке концепции нового учебно- методического комплекса по отечественной истории. Летом 2013 г. в российском обществе началось активное обсуждение вопросов, связанных с созданием нового единого учебника истории. В конце октября 2013 г. на сайте Российского исторического общества была опубликована «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории», являющаяся, по сути, проектом нового учебника истории [Концепция нового учебно- методического комплекса по Отечественной истории, ЭР]. 27 августа 2014 г. министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов объявил, что под узким понятием «единый учебник» предполагается введение в действие единого историко-культурного стандарта, на основе которого и будут разработаны учебники истории. При этом все написанные ранее или в будущем учебники будут проходить общественную и профессиональную экспертизу [Минобрнауки опровергло отказ от концепции «единого учебника истории», ЭР]. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz