Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

мысу), не был случайным. И. Г. Эйхфельд, организатор поездки в горы осенью 1926 г. для заготовки и вывозки опытной партии апатитонефелиновой породы, вспоминал: «...Я решил поехать по первому снегу на оленях к месторождению с тем, чтобы заготовить и вывезти хотя бы тонну этой ценной породы для проведения опытов по ее обогащению (освобождению от других минералов) и варке суперфосфата из концентрата, а также специальных исследований по выявлению возможностей непосредственного применения апатитонефелиновой породы в качестве удобрения» [Эйхфельд, 1972: 18]. Эта первая партия добытой руды не только позволила провести успешные испытания минеральных туков на опытных полях, но и во многом ускорила решение вопроса об организации в Хибинах крупнейшего горнопромышленного комплекса, «легла первым камнем в его фундамент» [Петров, Макарова, Саморукова, Токарев, Усов, 2011: 21]. Таким образом, период «горных увлечений» в жизни опытной станции (с 1926 по 1929 гг.) не прошел бесследно. Задолго до создания горной промышленности на Кольском полуострове в Хибинах была начата работа по установлению способов применения апатитовой породы в качестве удобрений и нейтрализаторов на разных типах почв. Агрономическая помощь переселенцам Для малонаселенного Карело-Мурманского края приток рабочей силы являлся одним из факторов хозяйственного освоения и экономического роста. По словам представителя Правления Мурманской железной дороги Г. Ф. Чиркина, расширение к северу зоны, где возможно сельское хозяйство, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользованные и пустующие пространства, было «равносильно мирному завоеванию огромной и производительной территории» [Чиркин, 1928: 93]. На 1 октября 1927 г. на переселенческих участках, образованных Колонизационным отделом, вели хозяйство 681 переселенческая семья (2841 чел.), причем 512 семей проживали в зимних домах, вели строительство - 115 семей и занимались подготовительными работами, связанными с постройкой дома, - 54 семьи [Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г., 1928: 211]. Вовлечение переселенцев в сельскохозяйственное освоение земель колонизационного отвода являлось одной из социально значимых задач Колонизационного отдела Мурманской железной дороги. В качестве инструментария для ее реализации служили Опытные сельскохозяйственные пункты (Хибинский, Кольский и Лоухский под общим руководством И. Г. Эйхфельда) и агробазы («Ильич» и «Зеленец», расположенные недалеко от Ленинграда). Если первые занимались преимущественно сортоиспытанием и оказанием методической помощи начинающим огородникам, то вторые служили крупными семенными и кормовыми хозяйствами, а также племенными рассадниками для снабжения переселенцев. Развитие земледелия и скотоводства в крае сдерживали ряд объективных факторов. Так, согласно Положению о колонизации Карело-Мурманского края, первое, за что должен был взяться переселенец - это устройство постоянного жилища на участке и обеспечение собственного материального благополучия надежными заработками (II глава, ст. 16.). И только после этого он мог «подводить под свое хозяйство сельскохозяйственную базу, начиная с огорода и переходя к разработке небольших площадей» [Чиркин, 1928: 100]. Следствием 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz