Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Уже в 1923 г. пионеры полярного земледелия на доставшемся им в «наследство» от Г. М. Крепса земельном участке смогли провести свою первую посевную кампанию. «В последующие годы, - вспоминал И. Г. Эйхфельд, - я всегда чувствовал себя должником Г. М. Крепса. Если бы им не были проведены работы по корчевке и обработке земли, мне весною 1923 г. не за что было бы зацепиться и в том же году произвести посевы не удалось бы» [Берлин, 1985: 26]. Тогда же И. Г. Эйхфельд и М. М. Хренникова сами приступили к выкорчевыванию горелого леса и пней для расширения площади земельного клина под посевы. Агрономическая служба МЖД была крайне заинтересована в развитии по всей ее линии овощеводства для питания железнодорожных служащих, страдавших от цинги (так, с сентября 1922 по апрель 1923 г. по всей линии было зарегистрировано 89 случаев) из-за отсутствия витаминных продуктов, и уже с начала 1920-х гг. активно практиковала распространение среди пристанционного населения необходимых агрознаний [Работа Мурманской железной дороги за 1922-1923 год, 1924: 249]. Неудивительно, когда под началом И. Г. Эйхфельда был собран первый маленький урожай, управление Мурманской железной дороги без промедления предоставило в его распоряжение вагон для организации передвижной выставки с целью демонстрации успехов Хибинского опытного поля. На каждой остановке от Кандалакши до Мурманска И. Г. Эйхфельд проводил митинги, произнося горячие речи: «Товарищи, вот репа, вот огурцы, выращенные здесь на Крайнем Севере. Это - не чудо. Мы призвали на помощь науку и заставили ее служить нам. Пробуйте репу, берите семена, засевайте участки! В ваших руках - ключи к победе над цингой, этим бичом Заполярья!...» [НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 12. Л. 10, 24]. И хотя большинство присутствовавших с недоверием относились к его словам, первые шаги на пути к признанию начатого им дела были сделаны. 15 ноября 1923 г. состоялось официальное открытие Хибинского сельскохозяйственного опытного пункта [ГОКУ ГАМО. Ф. П-112. On. 1. Д. 157. Л. 51]. Весной 1924 г., с проведением в жизнь (с 1 октября 1923 г.) постановления Совета Труда и Обороны о колонизации Карело-Мурманского края, опытные работы на Кольском полуострове перешли в ведение Колонизационного отдела Мурманской железной дороги (далее - КО МЖД). Одним из базисов колонизации железная дорога считала развитие сельского хозяйства как основы быта «колонизационного населения Карело-Мурманского края», фактор «продовольственного благополучия и заселения плацдарма», через который только лежат «пути к глубокому экономическому завоеванию природных богатств» [Федоров, 2009: 220]. Такой подход требовал не просто водворения переселенцев на специально подготовленные для них участки, но и оказание им всемерной культурно-агрономической помощи. Отсюда столь пристальное внимание со стороны Колонизационного отдела к научному обеспечению развития сельского хозяйства на колонизационном отводе в крае. Из выделенных на эти цели 20000 руб. первым намечалось оборудование Хибинского опытного пункта [Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 году, 1928: 90]. С 1924 г. находящийся в Хибинах в стадии организации опытный сельскохозяйственный пункт становится действующим уже на постоянной 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz