Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
на территорию Мурманской области по трудовому распределению после окончания учебных заведений. Информант В. А. переехал из Ленинграда в г. Кировск после окончания института им. П. Ф. Лесгафта, информант А. П. оказался в пгт. Кукисвумчорр по распределению жены после окончания Ленинградского Горного института. Миграция с целью трудоустройства, которую принято считать «добровольной», зачастую была вызвана принуждающим фактором [Юдина, 2006: 245]. Семьи информантов А. Л. и Ю. И. переехали на территорию Мурманской обл. в поисках «лучшей жизни». Данный мотив миграций является наиболее распространенным во все времена и среди всех групп российских финнов. Поскольку «красные» финны оказались оторванными от родных мест компактного проживания финского населения, они вступали в межэтнические браки. Все информанты происходят из гетероэтнических семей. Исследование показало, что этническое самосознание во всех рассмотренных случаях опирается, прежде всего, на происхождение и является результатом личного выбора. Информанты А. Л. и А. П., рожденные до Второй мировой войны, имеют финские имена. Все информанты идентифицируют себя по национальности отца: А. Л. и В. А. - финны, А. П. - карел, П. И. и Ю. И. - русские. Владеют финским языком в разной степени двое информантов из финно- карельских семей. Информант А. Л. на слабом бытовом уровне, информант А. П. в совершенстве: Я финский язык впитал с молоком матери. И с бабушкой по-фински говорил. Кроме того, его отец, карел, знал финский язык, во время войны был переводчиком на Карельском фронте; в послевоенное время - известный карельский журналист, редактор, переводчик, работавший с членами делегаций высшего государственного уровня. Самого информанта приглашали переводчиком в отдел культуры г. Кировска, а также на различные международные мероприятия, поскольку он мог свободно вести синхронный перевод во время заседания [Казаков, 2013: 33]. Тем не менее, дети информанта знают только карельский язык. Причины заключаются в том, что жена А. П. - карелка, дети каникулы обычно проводили в Калевале в карелоязычном окружении. По религиозной идентичности информанты либо относят себя к атеистам, либо придерживаются православного вероисповедания. Этнически специфические черты в материальной культуре в собственных семьях информантов в настоящее время отсутствуют. По социальному составу предки информантов А. Л. и П. И. являются выходцами из крестьян, предки информантов В. А., А. П. и Ю. И. - горожане. Уровень образования у информантов различен: у А. Л. - среднее (ФЗУ), у А. П. - среднее специальное (милицейское училище и железнодорожный техникум), у В. А., П. И. и Ю. И. - высшее. В ходе исследования были выявлены представления информантов о предках, о том, как драматические события XX века повлияли на судьбу семей. Следует отметить, что у информантов различная степень знаний об истории рода и различная степень заинтересованности в этих знаниях. Так, информант П. И. (1984 г.р.) начал проявлять интерес к истории своей семьи и расспрашивать старших после того, как ему интервьюер стал задавать вопросы. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz