Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
относятся к Кавказу. Т. е. «кавказцы» - это квазиэтническая группа, сформировавшаяся в общественном сознании северян в результате существующих и достаточно устойчивых в народном сознании этнических стереотипов о социальных, культурных, профессиональных, антропологических особенностях различных народов. Автор подробно анализирует изменение национального состава и показывает статистику этнической ситуации в разные исторические эпохи процесса промышленного освоения Кольского Севера. Основываясь на исторических документах и исследованиях историков, О. В. Змеева выделяет три периода развития этнической ситуации в Мурманской области, которые совпадают с историческими вехами истории России (Российская империя, СССР, Российская Федерация). Эти эпохи отличаются по технологии рекрутирования работников на строительство промышленных объектов и их (работников) этнического разнообразия. В дореволюционный период это колонисты - как подданные Российской империи, так и иностранцы, при условии принятия российского подданства. Очень интересен эпизод с описанием строительства Мурманской железной дороги, когда впервые в этом регионе появляются «кавказцы», также китайцы и маньчжуры как вольнонаемная рабочая сила, военнопленные (венгры, чехи т. д.). «Кавказцы» в это период занимают специфическую нишу - они стражники, основной функцией которых остается охрана рабочей силы от побега с места строительства. В период существования СССР выделяются качественно различные эпохи, но их объединяет, исключая периоды Гражданской войны и ВОВ, интенсивное строительство промышленных предприятий, научных институтов АН СССР, городов для привлечения и закрепления населения в этом регионе. Население росло за счет не только спецпереселенцев, но и добровольцев, и приглашенных, и бывших военнослужащих, и приехавших по распределению после окончания учебных заведений (РУ, 111У, техникумов и вузов.) Это были представители многонационального советского народа. Переписи нам дают возможность говорить о том, что представители «кавказских национальностей» присутствуют в населении области, но большинство составляют славянские этносы - русские, украинцы, белорусы. Знание русского языка, как языка межнационального общения, и массовое образование снимали остроту конфессиональных различий, элиминировало межнациональные и межконфессиональные проблемы дореволюционного периода, о которых пишет автор работы. Ситуация начинает меняться с распадом СССР. Теперь бывшие граждане общей страны в России становятся беженцами, мигрантами, «чужими». Идентичность новых государств достигается поиском «национальных идей», что приводит к господствующему статусу государственного национального языка, возрождению религиозности населения, что не способствует взаимопониманию между принимающим и приезжающим населением, о чем и повествует автор в своей работе. О.В. Змеева анализирует историю появления экзоэтнонимов «лицо кавказской национальности», «кавказцы» с негативными коннотациями и с неразличимостью этносов, которые обобщены этой номинацией. В этой номинальной группе выделяется одна - «азеры» - с соответствующим этническим указанием, но с теми же негативными характеристиками. Автор 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz