Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Городу Мурманску было посвящено отдельное заседание «Мурманск: история, биография, образ». Уникальный живописный образ города, созданный Я. А. Комшиловым, был рассмотрен в докладе О. В. Шабалиной. Яркий топонимический материал, представленный в докладе С. А. Антошиной, продемонстрировал историческую динамику городского пространства Мурманска. Анализ рисунков школьников из разных городов области показал, с помощью каких символических образов выстраивают современные подростки альтернативную историю Мурманска и тем самым - региона и страны (доклад О. В. Змеевой). Страницы новейшей политической истории через события, происходившие в Мурманске в период перестройки, были раскрыты в докладе А. В. Шеха. «Предыстории» и начальным этапам истории города Апатиты и роли Мурманской железной дороги в освоении Хибин в 20-е годы XX века был посвящен содержательный доклад П.Е. Котляренко. По существу история Апатитов, как и малых городов Мурманской области, еще не написана. Процессы формирования городского населения региона во многом представляют историю миграций, этнические аспекты которой рассматривались на одном из заседаний конференции. В частности, история отдельных семей позволила реконструировать историю финского населения на Кольском полуострове в XX в. (доклад Е. В. Бусыревой), а материалы исследования материально-бытовых аспектов жизни этнических мигрантов постсоветского периода дают основания для изучения возможностей и проблем социальной интеграции этой категории горожан (доклад О. А. Сулеймановой). Особый и актуальный ракурс в изучении этнокультурных процессов в городах составляют исследования церковно-религиозной жизни населения в различные исторические периоды. Религиозная ситуация и религиозные настроения верующих на Кольском и - шире - Европейском Севере России в 1930-е гг. были проанализированы Ю. П. Бардилевой на обширном архивном материале. В продолжение темы Я. В. Обухов рассказал о первых результатах полевого исследования представлений современных жителей Кировска об особенностях религиозной жизни города в советское время. Многолетние полевые антропологические исследования, посвященные процессу строительства православных культовых сооружений в постсоветский период, дали возможность А. С. Давыдовой сделать интересные выводы о роли церковных строений в культурном пространстве малого арктического города и отношении к ним разных категорий городских жителей (на примере города Полярные Зори). В особом отношении к антропологии города находится культура аборигенного, по преимуществу сельского, населения региона. Урбанизированный мир создает определенные условия существования и трансформации традиционных этнических культурных моделей. Их изучение связано с рефлексией научного сообщества по поводу постановки проблем, методологии исследования, возможностей актуализации традиционной культуры в динамичных социальных контекстах. Методам лингвистического изучения этнической культуры был посвящен доклад О. Н. Иванищевой «Этнокультурная идентичность и язык (на материале языка коренного малочисленного народа)», а результаты конкретных эмпирических исследований саамского языка были представлены в докладах А. Ю. Шалаевой 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz