Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
представлены перспективы изучения архивных и других материалов по истории строительства дороги. Выступление Е. Е. Ициксон показало «архитектурную историю взаимоотношений» города Петрозаводска и железной дороги. Выступления первого дня конференции были распределены на три тематические секции: Секция 1. История строительства Мурманской железной дороги. Секция 2. Мурманская железная дорога в истории, экономике и культуре края. Секция 3. Железная дорога в условиях войны. Докладчики первой секции представили слушателям новые и неизученные ранее факты истории строительства Мурманской железной дороги, а также продемонстрировали информационные возможности, ценность и актуальность различных типов источников: архивных материалов, публикаций в периодических изданиях, фотодокументов, а также устно-исторических материалов (выступления А. С. Соколова и А. В. Антонова, О. В. Змеевой, Е. Ю. Дубровской, В. Н. Тетина). Участниками второй секции были затронуты приоритетные вопросы потенциального использования железнодорожных перевозок в развитии туризма (К. В. Шафранская), транспортной кооперации (Е. В. Дианова), организации пассажирских перевозок (Р. С. Расюк). Кроме этого В. А. Ягодкина представила некоторые аспекты издательской деятельности типолитографии Мурманской железной дороги в Петрозаводске. А О. Ю. Кулаковская на примере истории одной семьи рассказала о четырех поколениях железнодорожников. На секции «Железная дорога в условиях войны» рассматривались вопросы функционирования железной дороги в периоды I и II Мировых войн. Материалы Национального архива Республики Карелия привлекались Е. С. Намятовой для демонстрации потенциала фондов, содержащих информацию об использовании труда военнопленных, их взаимоотношениях с другими группами рабочих в период Первой мировой войны. Доклад А. В. Федосова отразил функциональность полицейского обеспечения на строительстве дороги в 1915-1917 гг. Тема выступления Александра Валентиновича Федосова частично пересекается с докладом О.В. Змеевой, в котором представлены детали социальных, культурных и властных отношений как внутри группы стражников-«кавказцев», так и их взаимодействия с другими категориями участников строительства (военнопленными, вольнонаемными рабочими, начальниками участков и пр.). В. Н. Копанев, Ю. Н. Зеленская и С. Г. Веригин докладывали о функционировании Кировской (Мурманской) железной дороги, работе отдельных железнодорожных станций, оказавшихся стратегическими в годы Великой Отечественной войны. Первый день конференции завершился вечерним пленарным заседанием. С. Н. Филимончик представила доклад о роли Мурманской железной дороги в 1920-1930 гг. Ею были рассмотрены вопросы развития, использования государством железнодорожной магистрали в процессе начавшейся индустриализации Северо-Запада страны. Второй день конференции предполагал рассмотрение проблемных исследовательских вопросов по истории и современности Карелии. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz