Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Ена были прихожанами кирхи в городе Куолаярви, где крестились, венчались и совершали похороны [Крикривцева, 2005: 6]. В дореволюционное время дети финских колонистов обучались грамоте в семьях [Немирович-Данченко, 1877: 55], а позже «в 1922 году в Ене построили школу, обучение в которой велось на финском языке до 1937 года» [Крикривцева, 2005: 10]. С 1937 г. образование велось на русском языке. На выше приведенном фрагменте карты видно месторасположение Бабинского погоста и села Ены, Кандалакши и Куолаярви. Здесь также отображена российско-финская граница, какой она была с дореволюционного времени до 1940 года16. Приблизительное расстояние от села Ена по прямой линии до государственной границы 37 км, от Бабинского погоста - примерно 60 км, от Кандалакши - примерно 70 км, от Куолоярви - примерно 55 км. А расстояние между населенными пунктами по прямой линии: от Бабинского погоста до села Ена примерно 30 км, от Куолоярви до Ены примерно 105 км, от Кандалакши (Старой Кандалакши) до Бабинского погоста примерно 50 км. Приграничное положение Бабинского погоста и данные расстояния показывают возможность влияния финской культуры на культуру саамского народа. А после переселения саамов в село Ена в конце 1930-х гг. это саамско-финское взаимовлияние усилилось, как и влияние русской культуры на оба народа. Здесь немаловажное значение имела советская пропаганда и идеология. Вышеприведенные факторы оказывали влияние на религиозные процессы в среде бабинских саами. Религиозная ситуация Определение религиозной ситуации в среде саами Бабинского погоста представляется непростым в связи с малым количеством источников и с недостаточной исследованностью культуры этой этнической группы. Более раннее сообщение о религиозной жизни бабинских саами дает в своих тетрадях священник Алексей Симонов. На десятом листе тетрадей он сообщает следующее: «Февраля в 4 де(нъ), выслушав великог(о) г(о)с(у)д(а)ря указ, Бабенского погоста лопари староста Якунка Матфеев, Фомка Никулин, Сергушка Савельев, Терешка Фефилов, Юшко Ларионов, Петрушка Михайлов, Васка Дмитриев, Ивашко Аверкеев, Мишка Федоров, Мелешка Ондреев, Васка Никулин, Ивашко Савин, Герасимко Федоров, Матюшка Григорьев, Марчко Никулин и все лопа//ри з женами и з детьми по духовенству сказали: крещены де оне из давних лет, а обычаев хр(и)стиянских и проповеди с(вя)того Евангелия не знают. А жертв никаких тварем не приносят. А кровь и удавленину ядят же» [Жуков, 2004: 302]. В данном случае остается неясным, что и как в действительности исповедовали бабинские саами. По документу очевидно и отсутствие проповеднической деятельности церкви (при том что саами были крещены «из давних лет»), и отрицание саамами совершения жертвоприношений, что, однако, не дает практически никакой информации о других сторонах их духовной жизни. 16По итогам советско-финской войны 1939-1940 гг. Финляндия утратила часть территории вместе с городом Куолаярви. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz