Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Были также использованы клировые ведомости из фондов Государственного архива Мурманской области [ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д. 6, 12, 13, 15; ГАМО. Ф. И-73. On. 1. Д. 2, 3]. Клировые ведомости являются одним из важных источников по истории православных приходов и представляют собой массовый источник. Данный документ - это ежегодный отчет местного приходского духовенства в консисторию о состоянии прихода на прошедший год. Как отмечают В. Н. Владимиров и М. Е. Чибисов, за весь период применения (с 1763 по 1918 гг.) клировые ведомости один раз кардинально изменялись по форме [Владимиров, 2006: 25-35; Чибисов, 2006: 118]. Так, на Кольском Севере с 1782 по 1828 гг. (иногда до начала 1840-х гг.) они состояли из одной части, которая представляла собой послужной список духовенства по приходу. А с 1829 по 1918 гг. (редко до 1928 или 1934 гг.) состояли из трех частей: ведомость о церкви, послужной список духовенства и ведомость о прихожанах [Зайцев, 2013: 232-236]. Для нашей работы представляет интерес третья часть клировых ведомостей Кандалакшского прихода - ведомость о прихожанах. В ней учитываются количество дворов, численность мужского и женского населения, приводится состав населения: социальный («духовные», «крестьяне» и др.), этнический («лопари») и конфессиональный («православные», «инославные», «иноверцы» и «раскольники»); указывается расстояние от населенных пунктов (в данном случае Бабинского погоста) до приходской церкви в Кандалакше (измеряемые в верстах13), а также характеризуются препятствия в сообщении с удаленными селениями. Особый интерес представляет клировая ведомость за 1905 г., поскольку в ее первой части - ведомости о церквях - содержится информация о построенной в 1903 г. часовне в Бабинском погосте [MOM НВ 2029/25 ПИД]. Опубликованные источники. Среди опубликованных документов, отражающих различные стороны жизни саамского народа, в том числе и религиозные процессы, можно отметить документ «Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государеву указу14 по Лопским погостам для уничтожения у лопарей язычества и возсоединения их к православной церкви»15 (13 ноября 1681 г. - 26 апреля 1682 г.). Данный источник состоит из 15 листов и хранится в Российском государственном архиве древних актов: фонд 137 «Боярские и городовые книги», опись 2, дело 114. Он был впервые опубликован А. Ю. Жуковым [Жуков, 2004: 298-304]. Кольский соборный священник Алексей Симонов, совершивший длительную поездку по саамским погостам Кольского уезда в указанный период времени с целью «уничтожения у лопарей язычества и возсоединения их к православной церкви», на втором листе приводит список вопросов к саамам: 1 . «крещены ли оне, лопари, во имя Отца и С(ьі)на и С(вя)таго Духа» 2. «ведают ли проповедь с(вя)того Еванг(е)лия» 3 . «не держат ли каких богоотступных обычаев» 13 1 верста состояла из 500 саженей, или 1500 аршинов, что приблизительно равняется 1066.8 м или около 1.067 км. 14Государь - Федор Алексеевич Романов. 15 Озаглавлено архивистом. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz